Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу n А46-24795/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 28 апреля 2010 года Дело № А46-24795/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Золотовой Л.А., судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2265/2010) закрытого акционерного общества «Управление механизации-4» на решение Арбитражного суда Омской области от 17.02.2010 по делу № А46-24795/2009 (судья Ярковой С.В.), принятое по иску Главного управления по земельным ресурсам Омской области к закрытому акционерному обществу «Управление механизации-4» о внесении изменений в договор аренды земельного участка № Д-О-2-12-3606 от 23.10.2002 и приложение к нему, при участии в судебном заседании представителей: от закрытого акционерного общества «Управление механизации-4» – Семакина Ю.А. (паспорт, доверенность от 29.12.2009 сроком действия на 12 месяцев); от Главного управления по земельным ресурсам Омской области – Сотникова Н.В. (удостоверение, доверенность № 06/11332 от 29.12.2009 сроком действия до 31.12.2010); установил:
Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - истец, ГУЗР Омской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к закрытому акционерному обществу «Управление механизации-4» (далее по тексту - ЗАО «Управление механизации-4», общество, ответчик) о внесении изменений в договор аренды земельного участка № Д-О-2-12-3606 от 23.10.2002 (с учетом дополнительного соглашения, зарегистрированного 29.09.2004г., к договору аренды земельного участка № Д-О-2-12-3606 от 23.10.2002г.), изложив пункт 2.1 в следующей редакции: «Размер арендной платы за предоставленный земельный участок определяется согласно расчету арендной платы и составляет 96724 руб. 52 коп. в месяц». Решением от 17.02.2010 по делу № А46-24795/2009 требования истца были удовлетворены. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что стороны при заключении договора аренды установили не твердый размер арендной платы, а порядок ее определения и пришли к соглашению о возможности изменения размера арендной платы вследствие изменения значения величин, участвующих в расчете. Учитывая, что в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности внесения изменений в условия договора аренды в части изменения порядка (способа) исчисления размера арендной платы в связи с изменением порядка определения размера арендной платы, который в настоящее время установлен постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п. В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Управления. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что Управлением не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. То обстоятельство, что истец обратился к ответчику с предложением об изменении размера арендных платежей с 01.01.2008 не свидетельствует о досудебном урегулировании спора, поскольку обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями Управление не указало период за который подлежат перерасчету арендные платежи. Ответчик мотивирует свой отказ от заключения соглашения об изменении договора тем, что Управление первоначально обращалось к ответчику с предложением увеличить арендные платежи, в том числе, и за предшествующие такому предложению четыре месяца. Иных предложений о периоде применения нового размера платежей от истца не поступало, а, следовательно, обращаясь в арбитражный суд с требованием об изменении договора аренды без указания периода действий таких изменений Управление лишило возможности ответчика в досудебном порядке урегулировать спор. Податель жалобы также считает, что суд первой инстанции неправомерно сослался на положения статьи 2.2 Договора аренды, согласно которому величина арендной платы может быть пересмотрена в одностороннем порядке Арендодателем в соответствии с федеральными, областными законами, решениями Главы городского самоуправления или Омского городского Совета, изменяющими величину арендной платы, поскольку постановление Правительства Омской области, установившее новый порядок определения арендной платы, не является ни федеральным, ни областным законом ни иным актом, упомянутым в договоре аренды как основание для изменения размера арендных платежей. Также, податель жалобы считает, что судом первой инстанции неправомерно принят расчет арендной платы, предоставленный Управлением, поскольку таковой основан на кадастровой стоимости, не установленной в законном порядке, а именно в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п отсутствует кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 04:0033. Также податель жалобы со ссылкой на положения части 1 статьи 387 Гражданского кодекса Российской Федерации, отмечает об отсутствии у истца прав кредитора, поскольку Департамент недвижимости Омской области, заключивший договор аренды с Обществом, не реорганизовывался с передачей соответствующих полномочий по обязательствам ранее заключенных договоров Управлению. В судебном заседании представитель общества пояснила, что условие о периоде начисления арендной платы неразрывно связано с размером арендной платы. Следовательно, любое условие влияющее на величину арендной платы, влияет на суть договора аренды, так как неизбежно влечет необходимость соблюдения досудебного порядка. Кроме того, представитель общества также пояснила, что в материалах дела отсутствуют данные, позволяющие однозначно установить кадастровую стоимость спорного земельного участка либо его части. Указала, что судом первой инстанции неполно выяснены такие обстоятельства, имеющие значение для дела, как постановка на кадастровый учет арендуемого земельного участка, а также величина его кадастровой стоимости, что является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции. В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу общества Управление выразило свое несогласие с доводами ответчика, считает решение суда законным обоснованным и не подлежащим отмене или изменению. Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства. 23.10.2002 между Департаментом недвижимости администрации г. Омска (в настоящее время - Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, арендодатель) и закрытым акционерным обществом «Управление механизации 4» (арендатор) был заключен договор № Д-О-2-12-3606 аренды части земельного участка площадью 16560 кв.м. с учетным кадастровым номером 3, из состава земельного участка общей площадью 25541 кв.м., с кадастровым номером 55:36:12 03 04:0033, местоположение которого установлено относительно производственного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица Индустриальная, дом 4, для производственных целей под строения. Государственная регистрация договора аренды произведена Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.02.2003. Предоставленный на праве аренды по договору земельный участок относится к землям, находящимся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена. На момент заключения договора аренды № Д-О-2-12-3606 Департамент недвижимости администрации города Омска в соответствии с положением о Департаменте недвижимости администрации города Омска, утвержденным постановлением мэра города Омска от 17.04.2000 № 186-п, был управомочен от имени собственника передавать в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 утверждено Положение о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, согласно которому Главное управление по земельным ресурсам Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена. Порядок и сроки внесения арендных платежей установлены в разделе 2 указанного договора. Согласно пункту 2.1. договора аренды и приложения к нему величина арендной платы в месяц рассчитывается по формуле: Ар=БхК1хК2хК3хS/12 (в 2002 году), по формуле: Ар=БхКхК1хК2хК3хS/12 (с 2003 года) в соответствии с постановлением Главы городского самоуправления города Омска от 31.03.2000г. № 154-П в редакции от 26.02.2002г. № 126-П. В соответствии с пунктом 2.2. договора величина арендной платы может быть пересмотрена в одностороннем порядке арендодателем до окончания срока действия договора в соответствии с федеральными, областными законами, решениями Главы городского самоуправления или Омского городского Совета, изменяющими величину арендной платы. Дополнительным соглашением к договору аренды № Д-О-2-12-3606 от 23.10.2002г., зарегистрированным Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.09.2004г., в договор аренды земельного участка № Д-О-2-12-3606 внесены изменения, согласно которым размер арендной платы за предоставленный земельный участок с 01.05.2004г. установлен в соответствии с постановлением мэра города Омска от 19.04.2004 № 130-п и увеличен до 14876 руб. 40 коп. В соответствии с пунктом 5.1. договора арендодатель имеет право вносить изменения и дополнения в договор в случае внесения таковых в действующее законодательство и нормативные акты г. Омска. Ссылаясь на то, что с 13.11.2008 постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п установлен новый порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске, истец направил ответчику соглашение (письмо от 06.04.2009 исх. № 0201/2541) о внесении изменений в условия договора аренды, в том числе в части увеличения размера арендной платы с 01.12.2008 до 96724 руб. 52 коп. в месяц. Поскольку в двадцатидневный срок с даты получения письма от 06.04.2009 - ответчик соглашение не подписал, истец обратился в суд с вышеназванными требованиями. Решением от 17.02.2010 по делу № А46-24795/2009 требования истца были удовлетворены. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены. В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признаётся нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации). По смыслу пункта 4 статьи 421 и пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В соответствии с частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли является арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду. Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, при этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Из системного анализа означенных норм следует, что договор аренды земельного участка государственная собственность на который не разграничена, может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в части арендных платежей в соответствии решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, с соблюдением ограничений, установленных Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ. В соответствии с Положением, утверждённым постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п, с 13.11.2008 устанавливается иной порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу n А81-360/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|