Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу n А81-4646/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 апреля 2010 года

     Дело №   А81-4646/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  21 апреля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 апреля 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1291/2010, 08АП-1291/2010) Ноябрьского городского департамента по имуществу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.111.2009 по делу № А81-4646/2009 (судья Лисянский Д.П.), по заявлению индивидуального предпринимателя Ревенко Любови Петровны к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу

о признании недействительным ненормативного правового акта от 06.07.2009 № 3541/954, обязании согласовать места размещения рекламных конструкций согласно заявлениям № 43, 44,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Ноябрьского городского департамента по имуществу - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от индивидуального предпринимателя Ревенко Л.П. - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

установил:

Решением от 20.11.2009 по делу № А81-4646/2009 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил требования индивидуального предпринимателя Ревенко Любови Петровны (далее - предприниматель), признал недействительным ненормативный правовой акт Ноябрьского городского департамента по имуществу (далее - департамент) от 06.07.2009 № 3541/954, обязал Ноябрьский городской департамент по имуществу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Ревенко Любови Петровны путем рассмотрения по существу заявлений от 25.06.2009 № 43 и от 25.06.2009 № 44 и совершения по ним юридически значимых действий, предусмотренных ст. 34 Земельного кодекса РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 27.05.2009 № 50-Д.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на нарушение Департаментом процедуры, установленной п.п. 4 – 6 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь при этом на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В отзыве на апелляционную жалобу индивидуальный предприниматель с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке ст. 156 АПК РФ  рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Заявитель обратилась в Департамент с заявлениями от 25.06.2009 № 43 и от 25.06.2009 № 44 о согласовании мест размещения рекламных конструкций. В указанных заявлениях Предприниматель просила произвести предварительное согласование мест размещения рекламных конструкций на земельных участках путем выбора земельных участков в соответствии с прилагаемыми ситуационными схемами размещения рекламных носителей. В заявлениях указаны адреса предполагаемого размещения рекламных конструкций, размеры испрашиваемых земельных участков, а также испрашиваемое право на земельные участки - аренда сроком на 5 лет.

Департамент в ответ на указанные заявления письмом от 06.07.2009 № 3541/954 сообщил заявителю, что в целях упорядочения процесса размещения рекламных конструкций предоставление земельных участков для их установки будет осуществляться исключительно в соответствии с утвержденной схемой расположения, которая разрабатывается Управлением архитектуры и градостроительства. На этом основании заявления Предпринимателя о размещении рекламных конструкций направлены в Управление архитектуры и градостроительства для учета испрашиваемых земельных участков при подготовке вышеуказанной схемы.

Несогласие Предпринимателя с указанным письмом Департамента послужило поводом к обращению с заявлением в арбитражный суд.

20.11.2009 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц, если полагают, что действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у лиц, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного суд может признать незаконным не все действия должностных лиц, а только те, в отношении которых имеет место быть юридический состав, включающий в себя два юридических факта: 1) несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту (в том числе в части компетенции должностного лица) и 2) нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела предприниматель Ревенко Л.П. обратилась в Департамент с заявлениями о согласовании места размещения рекламной конструкции на земельном участке.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статья 34 Кодекса устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В силу данной статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Указанной статьей на соответствующие компетентные органы возложена обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В развитие приведенной нормы Земельного кодекса РФ (ст.34) Городской Думой муниципального образования город Ноябрьск было принято решение от 27.05.2009 № 50-Д «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования город Ноябрьск» (далее - Положение).

Органы местного самоуправления в соответствии с частью 13 статьи 19 Закона «О рекламе» самостоятельно осуществляют согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения на установку дополнительных объектов на его территории или об отказе в его выдаче.

Поступившие заявления на установку рекламных конструкций орган местного самоуправления муниципального образования обязан зарегистрировать и рассмотреть в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению прилагаются:

- данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

В отношении размещения и эксплуатации конструкций наружной рекламы этими документами и основаниями в соответствии с частью 5 статьи 19 3аконе «О рекламе» является договор с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов, проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 5 Положения предоставление земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения рекламных конструкций осуществляется Уполномоченным органом на основании схемы размещения рекламных конструкций, утвержденной Постановлением Администрации города, в соответствии со статьями 3, 4 настоящего Положения и с учетом норм п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

Статья 4 Положения устанавливает порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в случае поступления заявлений о предоставлении земельных участков.

В силу п. 1 указанной статьи Положения лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в Уполномоченный орган с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого срока аренды.

Пунктом 2 ст. 4 Положения установлен порядок действий органа, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками (далее - Уполномоченный орган) после получения заявления, указанного в п.1 ст.4 Положения. В соответствии с названной нормой Уполномоченный орган на основании заявления заинтересованного лица с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления подготавливает и утверждает Постановлением Главы Администрации города схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После утверждения схемы расположения земельного участка Постановлением Главы Администрации города Уполномоченный орган опубликовывает сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка в официальном печатном издании муниципального образования город Ноябрьск, а также размещает сообщение о приеме заявлений на официальном сайте муниципального образования город Ноябрьск в сети «Интернет».

Если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка поступило не более одного заявления, Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении в аренду такого земельного участка заявителю (п.3 ст.4 Положения).

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент направления предпринимателю письма № 3541/954 от 06.07.2009 месячный срок, предусмотренный Положением не истек, тогда как бездействие Администрации предприниматель не обжаловал, так как исходил из незаконности отказа от 06.07.2009.

В материалы дела не представлено каких-либо доказательств указывающих на признание норм данного Положения не действующими и несоответствующими нормативным актам Российской Федерации, что исключает невозможность его применения.

На основании вышеизложенного, поскольку, право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть предоставлен предпринимателю

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу n А70-12993/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также