Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу n А46-14165/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 апреля 2010 года

                       Дело №   А46-14165/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  09 апреля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 апреля 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Леоновой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-555/2010) индивидуального предпринимателя Сейбеля Якова Артуровича на решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2009 по делу № А46-14165/2009 (судья Солодкевич И.М.), по заявлению индивидуального предпринимателя Сейбеля Якова Артуровича к Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Центральному административному округу города Омска, Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области

о признании незаконным и отмене решения от 01.06.2009 № 16-18/01207 зг,

при участии в судебном заседании представителей: 

от индивидуального предпринимателя Сейбель Я.А. – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от ИФНС России №2 по ЦАО г. Омска – Тимошенко Ю.В. (удостоверение № 339411 действительно до 31.12.2014, доверенность № 01-01/6602 от 02.03.2010 сроком действия 1 год);

от УФНС России по Омской области – Василишин Р.В. (удостоверение № 640684 действительно до 31.12.2014, доверенность № 15-18/19112  от 30.12.2009 сроком действия до 31.12.2010),

установил:

Решением от 09.12.2009 по делу № А46-14165/2009 Арбитражный суд Омской области в удовлетворении требований предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Сейбель Якова Артуровича к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска о признании незаконными как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации и отмене решений от 17.04.2009 № 14-21/2604, № 14-21/2605, № 14-21/16317 и к Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области о признании незаконным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Феде­рации и отмене решения от 01.06.2009 № 16-18/01207 отказал полностью.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельно взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного использования, были утверждены Правительством Омской области постановлением № 174-п 19.12.2007, то есть, до начала налогового периода 2008 года, при этом данный акт относится к актам, регулирующим правоотношения земельного законодательства, а не налогового. Следовательно, предприниматель, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, имел реальную возможность определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением Правительства Омской области № 174-п в редакции от 19.12.2007.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на то, что он не был надлежащим образом извещен о дате проведения судебного заседания, при этом он отсутствовал в городе.

ИФНС России № 2 по ЦАО г.Омска и в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилась считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Сейбеля Я.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Представитель ИФНС России №2 по ЦАО города Омска считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.

Представитель УФНС России по Омской области считает решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2009 по делу № А46-14165/2009 законным и обоснованным просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Сейбель Яков Артурович зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, 05.06.1998 Администрацией Кировского административного округа г. Омска, и состоит на налоговом учете в ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска.

Предпринимателю Сейбель Я.А., согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 55 АА № 731474, выданному 28.12.2004 Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0014, а также он является землепользователем участка с кадастровым номером 55:36:09 01 07:0037.

Во исполнение обязанности плательщика земельного налога, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 и пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), предпринимателем Сейбель Я.А. в инспекцию представлены расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, 2 квартал 2008 года и налоговую декларацию по земельному налогу за 2008 год, согласно которым налог исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0014 составившей 6986107руб., земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 07:0037 составившей 5043012руб.

По результатам камеральных проверок указанных расчетов и налоговой декларации заявителя инспекцией составлены акты от 16.03.2009 № 10327, № 10328 и № 10329, в которых нашло отражение неверное исчисление налогоплательщиком земельного налога и авансовых платежей, подлежащих уплате за земельный участок с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0014. По мнению налогового органа, кадастровая стоимость названного земельного участка утверждена постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов кадастровой оценки   земель   населенных   пунктов   города   Омска   в   границах   кадастрового   района 55:36», составляет 31 040 560 руб. 64 коп., и подлежала применению предпринимателем при исчислении земельного налога в 2008 году.

17.04.2009 заместителем начальника ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска Свердлиной Е.А. при участии представителя предпринимателя – Дорошенко Сергея Владимировича рассмотрены материалы камеральных проверок расчетов по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, 2 квартал 2008 года и налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, возражения налогоплательщика и приняты решения за № 14-21/2604 о взыскании авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в сумме 90 204 руб. 10 коп., за № 14-21/2605 о взыскании авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в сумме 90 204 руб. 10 коп., за № 14-21/16317 о взыскании земельного налога за 2008 год в сумме 180 409 руб. 38 коп., пеней за его несвоевременную уплату в сумме 5159 руб. 71 коп., а также привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа оставившего 36 081 руб. 87 коп.

Не согласившись с решениями налогового органа, предприниматель Сейбель Я.А. обратился в УФНС России по Омской области с жалобой. По результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика вынесено решение от 01.06.2009 за № 16-18/012073 зг, оставившее без изменения решения от 17.04.2009 № 14-21/2604, № 14-21/2605 и № 14-21/16317, а апелляционную жалобу налогоплательщика без удовлетворения. УФНС России по Омской области с позицией инспекции, отраженной в обжалуемых решениях, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:0014 на 01.01.2008 составляла 31 040 560 руб. 64 коп.

Полагая, что решения от 17.04.2009 № 14-21/2604, № 14-21/2605 и № 14-21/16317 ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска и решение от 01.06.2009 за № 16-18/012073 зг УФНС России по Омской области не соответствуют НК РФ, нарушают права и законные интересы предпринимателя Сейбель Я.А., последний обратился в арбитражный суд.

22.12.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как было указано выше, предприниматель обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными ненормативные акты инспекции и Управления, мотивируя  заявленные требования тем, что основания для доначисления земельного налога за 2008 год у налогового органа отсутствовали, так как кадастровая стоимость земельных участков не была определена.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Судом первой инстанции правильно установлено, что кадастровая стоимость земельных участков определялась с учетом положений постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

При этом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при исчислении земельного налога за 2008 год подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная  постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п.

Так, согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации  земельный налог устанавливается Налоговым  кодексом Российской Федерации  и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации  и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации  установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.      

Таким    образом,    нормативные    правовые    акты,    регулирующие    порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, в силу   прямого указания  статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации  относятся к земельному законодательству Российской Федерации.                    

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации  по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ).

Таким образом, плательщики земельного налога за 2008 год обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01.03.2008 (статьи 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации).

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации. К таким отношениям относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В состав законодательства о налогах и сборах включаются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Законодательство

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу n А46-18964/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также