Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу n А46-21359/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 марта 2010 года

                                                      Дело №   А46-21359/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 марта 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рожкова Д.Г.,

судей Ильницкой Д.В., Рябухиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мокшиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1229/2010) Департамента финансов и контроля Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 13.01.2010 по делу № А46-21359/2009 (судья Шишкина Л.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «УК ЖКО 6-й микрорайон» к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска, третье лицо: Департамент финансов и контроля Администрации города Омска,

о взыскании 131 153 руб. 46 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «УК ЖКО 6-й микрорайон» – представитель Баландин М.Ю. по доверенности от 16.01.2009 сроком действия три года;

от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска – представитель Парфенчик И.Н. по доверенности № 3 от 10.01.2008 сроком действия три года;

 от Департамента финансов и контроля Администрации города Омска – представитель Зайцева Ю.А. по доверенности № 03-06/6555 от 23.11.2007 сроком действия три года,

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «УК ЖКО 6-й микрорайон» (далее – ООО «УК ЖКО 6-й микрорайон», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска (далее – ответчик) о взыскании 131 153 руб. 46 коп. задолженности в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по соглашению от 26.12.2008 № 4(08)-180/2008 на предоставление из бюджета города Омска субсидий на асфальтирование дворовой территории многоквартирного дома.

Исковые требования мотивированы ссылкой на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 07.12.2009 по ходатайству  ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов и контроля Администрации города Омска (далее – третье лицо, податель жалобы).

До принятия решения арбитражным судом  истец уточнил ответчика по делу - муниципальное образование город Омск в лице Департамента городского хозяйства Администрации города Омска. Уточнения судом приняты.

Решением Арбитражного суда Омской области от 13.01.2010 по делу № А46-22480/2009 с муниципального образования город Омск в лице Департамента городского хозяйства Администрации города Омска за счет казны в пользу ООО «УК ЖКО 6-й микрорайон» взыскано 131 153 руб. 46 коп. субсидий, а также 4123 руб. 07 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску.

Не согласившись с решением суда, департамент финансов и контроля Администрации города Омска в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд не определил характер сложившихся между сторонами правоотношений, их правовую природу и сделал неправильный вывод о возможности применения норм гражданского права к этим отношениям, правоотношения сторон, вытекающие из соглашения № 4(08)-180/2008 от 26.12.2008 об условиях предоставления бюджетных средств, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства и не относятся к сфере гражданского права, поскольку предметом данного соглашения является выделение бюджетных средств из бюджета 2008 года в качестве финансовой помощи для поддержки социально значимой деятельности в виде субсидии на асфальтирование дворовых территорий многоквартирных домов; бюджетные средства в виде субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов предоставляются в соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу чего иск не подлежит удовлетворению; истец получателем бюджетных средств не является, в связи с чем он не обладает правом на получение компенсации  в размере недофинансирования, предусмотренном статьями 163 и 238 Бюджетного кодекса Российской Федерации; истечение срока действия указанного соглашения (31.12.2008) влечёт за собой прекращение возникших из него бюджетных обязательств.

Департамент городского хозяйства Администрации города Омска в письменном отзыве на апелляционную жалобу доводы жалобы поддержал.

ООО «УК ЖКО 6-й микрорайон» в письменном отзыве на апелляционную жалобу указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. ООО «УК ЖКО 6-й микрорайон» указало, что нормы бюджетного законодательства к правоотношениям сторон применению не подлежат, поскольку коммерческие организации получателями бюджетных средств быть не могут и не являются участниками бюджетного процесса, в сложившихся правоотношениях у ответчика отсутствуют властные полномочия по отношению к истцу в связи с чем правоотношения по исполнению обязательств по соглашению № 4 (08)-180/2008 составляют предмет гражданского законодательства. Никаких актов местной администрации, устанавливающих порядок и условия предоставления субсидий на асфальтирование придомовых дворовых территорий многоквартирных домов принято не было. Ремонт асфальтового покрытия дворовых территорий не является предметом договоров управления, заключенных между истцом и собственниками помещений многоквартирных домов. Такая обязанность также не предусмотрена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491. Заключив соглашение № 4(08)-180/2008 от 26.12.2008, ответчик реализовал свою функцию заказчика на выполнение соответствующего вида работ за счёт средств бюджета в сфере благоустройства и коммунального хозяйства.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента финансов и контроля Администрации города Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Омска поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе третьего лица и в своем отзыве на нее. Пояснил, что сложившиеся правоотношения являются бюджетными, а не гражданскими. Работы выполнены и акт подписан (28.11.2008) до предоставления субсидии. Исковые требования заявлены необоснованно, считает, что в удовлетворении иска следует отказать.

Представитель ООО «УК ЖКО 6-й микрорайон» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Пояснил, что властного подчинения у истца и ответчика не имеется, бюджетный кодекс применяться к истцу не может. Администрацией не принимались какие-либо акты, постановление мэра применено быть не может, поскольку дворовые территории не являются собственностью жильцов дома.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, 20.09.2008 ООО «УК ЖКО 6-й микрорайон» для выполнения работ по асфальтированию дворовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. 70 лет Октября, 18, заключило с муниципальным предприятием города Омска  «Дорожное ремонтно-строительное управление №2» (далее - МП г.Омска «ДРСУ № 2») договор подряда № 89/08, по условиям которого МП г.Омска «ДРСУ № 2» обязалось выполнить комплекс работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовых территорий в Кировском административном округе г.Омска.

26.12.2008 Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (по соглашению - распорядитель) и ООО «УК ЖКО 6-й микрорайон» (по соглашению - организация) подписали соглашение № 4(08)-180/2008 на предоставление из бюджета города Омска субсидий на асфальтирование дворовой территории многоквартирного дома (далее - соглашение от 26.12.2008 № 4(08)-180/2008), предметом которого являлось предоставление организации из бюджета города Омска бюджетных средств в размере 131 153 руб. 46 коп. в форме субсидии для поддержки ее социально значимой деятельности на территории города Омска по организации и проведению работ по асфальтированию дворовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. 70 лет Октября, 18.

Дополнительным соглашением от 27.12.2008 ООО «УК ЖКО 6-й микрорайон» и МП г. Омска «ДРСУ № 2» дополнили текст договора № 80/08 от 20.09.2008 пунктом 3.6., согласно которому источником финансирования работ по договору является бюджет города Омска, распорядителем средств которого является Администрация города Омска в лице Департамента городского хозяйства на основании соглашения № 4(08)-180/2008 от 26.12.2008. Обязанность заказчика по оплате работ и выплате аванса возникает с момента поступления денежных средств, имеющих целевое назначение для оплаты работ, предусмотренных договором, от распорядителя по соглашению № 4(08)-181/2008 от 26.12.2008.

МП г. Омска «ДРСУ № 2» обязательства по указанному договору выполнило в полном объеме на общую сумму 131 153 руб. 46 коп., что подтверждается представленным в материалы дела актом о приемке выполненных работ за ноябрь 2008 года от 28.11.2008.

Поскольку ООО «УК ЖКО 6-й микрорайон» денежные средства в объеме, предусмотренном соглашением от 26.12.08 № 4(08)-180/2008, получены не были, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из законности и обоснованности исковых требований.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о применении к правоотношениям сторон норм гражданского права.

В силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Как следует из материалов дела, предметом настоящего спора является взыскание денежных средств по соглашению о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий. Порядок предоставления субсидий из соответствующих бюджетов регулируется нормами бюджетного законодательства.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Статьей 78 БК РФ регламентирован порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств, в том числе и коммерческим организациям, к которым относится ООО «УК ЖКО 6-й микрорайон».

В силу изложенного спорные отношения регулируются бюджетным законодательством, поэтому ссылки истца на нормы статей 309, 310 ГК РФ подлежат отклонению.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Доказательств соблюдения Департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и ООО «УК ЖКО 6-й микрорайон» при заключении соглашения № 4(08)-180/2008 от 26.12.2008 приведенного порядка предоставления субсидий на асфальтирование дворовых территорий многоквартирных домов в материалах дела не имеется.

Из материалов дела усматривается и признаётся самим истцом, что он по смыслу бюджетного законодательства получателем денежных средств из бюджета города Омска в форме субсидий на ремонт асфальтобетонного покрытия дворовых территорий в Кировском административном округе города Омска не является (в установленном порядке нормативных актов о предоставлении таких субсидий истцу не принималось и  местным бюджетом, бюджетной росписью на 2008-2009 годы их предоставление не  предусматривалось).

При этом в силу приведенных норм права вопреки утверждению истца данные обстоятельства не исключают применение к правоотношениям сторон норм бюджетного законодательства.

  Кроме этого, договор № 89/08 на выполнение подрядных работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовых территорий в Кировском административном округе города Омска, во исполнение которого МП г. Омска «ДРСУ № 2» выполнило работы, на оплату которых истцом взыскиваются денежные средства по соглашению № 4(08)-180/2008, заключён ранее соглашения № 4(08)-180/2008.

Договор

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу n А81-6249/2005. Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК)  »
Читайте также