Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу n А70-11378/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 марта 2010 года

                                                      Дело №   А70-11378/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  16 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 марта 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания

Леоновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-107/2010) общества с ограниченной ответственностью «Фарма-Грант» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.11.2009 по делу №  А70-11378/2009 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Фарма-Грант»

к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени

о признании незаконным решения об отказе в применении преимущественного права на приобретение в собственность долей в праве долевой собственности и обязании устранить нарушение прав и законных интересов,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Фарма-Грант» - Штепа А.И. (паспорт, доверенность б/н от 01.03.2010 сроком действия 1 год); Фабричников Е.А. (паспорт, доверенность б/н от 01.10.2009 сроком действия 1 год)

от Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени - не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Фарма-Грант» (далее - ООО «Фарма-Грант», общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени (далее - департамент имущественных отношений) о признании незаконным, противоречащим статьям 3, 4, 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ решения об отказе, сформулированного в письме департамента имущественных отношений «О продаже муниципального имущества» от 05.10.2009 № 08-5120-ЮЛ, в реализации ООО «Фарма-Грант» преимущественного права на приобретение в собственность: доли 73/100 в праве долевой собственности на нежилое помещение площадью 252 кв.м, 1 этаж, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 86/7; доли 73/100 в праве долевой собственности на нежилое помещение площадью 108,8 кв.м, 1 этаж, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Щорса 8/3; об обязании Департамента устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Фарма-Грант» путем совершения действий по обеспечению: заключения договора (договоров) на проведение оценки рыночной стоимости доли 73/100 в праве долевой собственности на нежилое помещение площадью 252 кв.м, 1 этаж, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 86/7, доли 73/100 в праве долевой собственности на нежилое помещение площадью 108,8 кв.м, 1 этаж, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Щорса 8/3;  подготовки проекта решения (решений) об условиях приватизации указанных долей в отношении ООО «Фарма-Грант»; подготовки проектов договоров купли -продажи указанных долей в отношении ООО «Фарма-Грант».

Решением от 26.11.2009 по делу №  А70-11378/2009 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований ООО «Фарма-Грант».

При принятии обжалуемого решения арбитражный суд исходил из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных обществом требований отсутствуют, поскольку вынесенное решения об отказе, сформулированное в письме департамента имущественных отношений «О продаже муниципального имущества» от 05.10.2009 № 08-5120-ЮЛ, соответствует нормам действующего законодательства. При этом судом первой инстанции указано, что реализация преимущественного права приобретения муниципального имущества возможна только при наличии действующего договора аренды.

В апелляционной жалобе, в объяснениях к ней, ООО «Фарма-Грант» просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неполное исследование судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для данного дела, несоответствие выводов изложенных в решении, обстоятельствам дела.

По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции формально подошел к рассмотрению данного спора, не оценив должным образом доводы общества, а именно: общество, состоявшее в арендных отношениях с департаментом имущественных отношений полностью соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ) и имеет право на приобретение муниципального имущества.

Кроме того, податель жалобы отмечает, что разъяснения Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, содержащиеся в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 134 от 05.11.2009 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», фактически описывает ситуацию, характерную для рассматриваемого спора. Все необходимые условия для реализации преимущественного права, предусмотренные статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, обществом соблюдены.

Податель апелляционной жалобы считает, что соглашения о порядке пользования общей долевой собственностью являются договорами аренды, как по своему содержанию, так и восприятию данных соглашений департаментом имущественных отношений, который, не собираясь использовать имущество, получает арендную плату.

При этом общество утверждает, что указанные соглашения подписаны уже в ходе судебного разбирательства и по настоянию ответчика распространяют действие на период ранее, чем дата подписания соглашений, что является лишь способом уклонения от предоставления преимущественного права посредством создания дополнительных оснований для отказа.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО «Фарма-Грант» поддержали требования, заявленные в апелляционной жалобе, объяснениях к ней.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу департамент имущественных отношений просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу  – без удовлетворения. 

Департамент имущественных отношений, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ответчика.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

31.05.2004 между ООО «Фарма-Грант», департаментом имущественных отношений и балансодержателем Муниципальным учреждением «Тюменское городское имущественное казначейство» заключен договор аренды нежилых помещений (строений) рег. № 05416901.

В соответствии с условиями указанного договора ООО «Фарма-Грант» приняло в пользование в целях размещения аптеки нежилое помещение, расположенное на первом этаже по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 86/7, площадью 244,4 кв.м.

Срок действия договора установлен с 01.05.2004 по 30.04.2009.

По итогам исполнения договора инвестиций в реконструкцию муниципального имущества от 04.02.2005 № 351 ООО «Фарма-Грант» приобрело право долевой собственности на указанное нежилое помещение. Доля ООО «Фарма-Грант» в праве общей долевой собственности составила 27/100, доля Муниципального образования городской округ г. Тюмень составила 73/100.

Право долевой собственности ООО «Фарма-Грант» и Муниципального образования городской округ г. Тюмень зарегистрированы 15.07.2009 в установленном законом порядке (л.д. 36).

30.05.2005 между ООО «Фарма-Грант», Департаментом и балансодержателем Муниципальным учреждением «Тюменское городское имущественное казначейство» заключен договор аренды нежилых помещений (строений) № 05519539.

В соответствии с условиями указанного договора ООО «Фарма-Грант» приняло в пользование в целях размещения аптеки нежилое помещение, расположенное на первом этаже по адресу: г. Тюмень, ул. Щорса 8/3, площадью 108,8 кв.м.

Срок действия договора установлен с 30.04.2005. до дня государственной регистрации перехода права собственности на указанное помещение, но не более, чем по 29.04.2010.

По итогам исполнения договора инвестиций в реконструкцию муниципального имущества от 12.12.2006 № 567 ООО «Фарма-Грант» приобрело право долевой собственности на указанное нежилое помещение. Доля ООО «Фарма-Грант» в праве общей долевой собственности составила 27/100, доля Муниципального образования городской округ г. Тюмень составила 73/100.

Договор аренды помещения, расположенного по ул. Щорса 8/3, от 30.05.2005 № 05519539 прекратил свое действие на основании дополнительного соглашения от 26.06.2009 № 06925378 с 28.07.2009 в связи с регистрацией права общей долевой собственности на данный объект недвижимого имущества.

Право долевой собственности ООО «Фарма-Грант» и Муниципального образования городской округ г. Тюмень зарегистрированы 28.07.2009 в установленном законом порядке (л.д.48).

18.09.2009 ООО «Фарма-Грант» обратилось в департамент имущественных отношений с заявлениями № 164, 165 о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

ООО «Фарма-Грант» просило департамент имущественных отношений продать долю 73/100 в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 86/7, и долю 73/100 в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень ул. Щорса 8/3, принадлежащие Муниципальному образованию городской округ г. Тюмень.

Письмом от 05.10.2009 № 08-5120-ЮЛ департамент имущественных отношений отказал в продаже  муниципального имущества. Отказ мотивирован тем, что осуществить продажу доли в праве общей долевой собственности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, невозможно, поскольку указанным законом предусмотрено отчуждение недвижимого имущества арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

Посчитав указанное решение неправомерным, ООО ««Фарма-Грант» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящими требованиями.

26.11.2009 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО ««Фарма-Грант» требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ, вступивший в силу с 05.08.2008, регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества (часть 1 статьи 1).

Условия реализации преимущественного права на приобретении арендуемого имущества установлены статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

Положениями статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим имущество, предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при выполнении следующих условий: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 названной статьи; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу n А70-8439/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также