Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу n А46-21676/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 марта 2010 года

                                             Дело №   А46-21676/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  12 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 марта 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Лотова А.Н.,

судей  Золотовой  Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Леоновой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-697/2010) Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21.12.2009 по делу № А46-21676/2009 (судья Храмцов К.В.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области о признании решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности незаконным и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности,

при участии в судебном заседании  представителей:

            от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области -  не явился, извещен;

            от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Павлова К.А.  по доверенности № 10/46353 от 16.10.2009 сроком действия 1 год; Никитина А.А.  по доверенности № 10/40442 от 14.09.2009 сроком действия 1 год;

установил:

 

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области  с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее по тексту - УФРС по Омской области, Регистрационная служба) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое строение, литера ВВ1В2, общей площадью 156,8 кв.м, и нежилое строение, литера ББ1, общей площадью 849,3 кв.м, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 4-я Поселковая, д. 46А и обязании произвести государственную регистрацию.

Решением Арбитражного суда Омской области от 21.12.2009 по делу № А46-21676/2009 заявленные Департаментом требования удовлетворены в полном объеме.

Мотивируя  решение, суд первой инстанции указал, что у Регистрационной  службы отсутствовали основания, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок  с ним» (далее по тексту - Закон № 122-ФЗ) для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости, поскольку Департаментом были представлены все документы, необходимые для регистрации права на спорные объекты недвижимости.

Не согласившись с указанным судебным актом, УФРС по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 21.12.2009 по делу № А46-21676/2009  отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Департаментом.

В обоснование апелляционной жалобы Регистрационная служба указала, что решение суда первой инстанции принято  с нарушением норм материального права и выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам  дела. В частности, податель апелляционной жалобы считает, что Департамент, обращаясь в УФРС по Омской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости,  не представил,  необходимые документы, а именно, справки о принадлежности объектов недвижимости, о наличии (отсутствии)  арестов, запретов, прочих ограничений (обременений) прав.

Представители Департамента  в судебном заседании поддержали доводы отзыва  на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

Регистрационная служба, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего  представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайство об отложении судебного заседания  не представлено.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в  деле и надлежащим образом извещенных о времени  и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Департамента, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

В соответствии с Решением Малого совета Омского областного совета народных депутатов № 245 от 24.12.1992 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска» в муниципальную собственность города Омска переданы государственные предприятия, организации и учреждения расположенные на территории города согласно приложению, в том числе и ПЭП «Омсккоммунэнерго».

Согласно распоряжению Департамента недвижимости Администрации города Омска № 1598-р от 17.11.1998 «О формировании муниципальной казны города Омска» муниципальному производственному-эксплуатационному предприятию «Омскэлектро» предписано передать с баланса в муниципальную казну административные и производственные здания согласно приложению.

По акту приема-передачи муниципального имущества в казну от 19.11.1998 муниципальное производственное-эксплуатационное предприятие «Омскэлектро» передало, а Департамент недвижимости Администрации города Омска принял с баланса в муниципальную казну города Омска недвижимое имущество административного-производственного и социально-культурного назначения.

В приложении к акту приема-передачи от 19.11.1998 указаны, в том числе, мастерс. встроен. быт., 1971 года ввода в эксплуатацию, площадью 178,80 кв.м. и здание, администр-хозяйств. 2-х эт., 1964 года ввода в эксплуатацию, площадью 374,90 кв.м., расположенные по адресу: ул. 4-я Поселковая, 44-А.

В соответствии с письмом Администрации Советского административного округа города Омска № 01-16/6835 от 24.11.2008 в целях устранения двойной и непоследовательной нумерации в 2001 году изменен почтовый адрес с ул. 4-я Поселковая, дом 44а, на ул. Поселковая, дом 46а, в том числе в отношении следующих объектов: здания строения, площадью 374,9 кв.м.; здания мастерской со встроенными бытовками, площадью 178,8 кв.м.

Как следует из выписок из реестра муниципального имущества города Омска  от 07.04.2009 нежилое строение, этажностью: 3, площадью 849,3 кв.м., литера ББ1, и нежилое строение, этажностью: 1, площадью 156,8 кв.м., литера ВВ1В2, расположенные по адресу: г. Омск, ул. 4-я Поселковая, д. 46 А, включены в состав муниципальной казны.

При обращении заявителя в УФРС по Омской области с заявлениями о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные нежилые строения по ул. 4-я Поселковая, д. 46 А в г. Омске, регистрирующим органом ему было отказано в регистрации на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав (сообщения УФРС по Омской области №№ 01/107/2009-240, 01/107/2009-177 от 21.07.2009).

Считая, что отказ Регистрационной  службы в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует действующему законодательству, Департамент обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Омской области.

Решением Арбитражного суда Омской области от 21.12.2009 по делу № А46-21676/2009 заявленные Департаментом требования удовлетворены в полном объеме.

Означенное решение обжалуется УФРС по Омской области в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266,  268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту  1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В силу статьи 16  Закона № 122-ФЗ  государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт  1 статьи  17 Закона № 122-ФЗ).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленный статьей  17 Закона № 122-ФЗ, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ).

В соответствии с абзацами 4, 8 пункта  1 статьи  20 Закона № 122-ФЗ  в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте  1 статьи  17 Закона № 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт  2 Закона о регистрации).

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона № 122-ФЗ  заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав.

Как было указано, УФРС по Омской области было отказано  Департаменту в регистрации права муниципальной собственности на нежилое строение, литера ВВ1В2, общей площадью 156,8 кв.м, и нежилое строение, литера ББ1, общей площадью 849,3 кв.м, расположенных по адресу: г. Омск, ул. 4-я Поселковая, д. 46А  на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона 122-ФЗ, поскольку не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле документы, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции считает, что   отказ Регистрационной  службы в регистрации права муниципальной собственности не соответствует действующему законодательству. При этом, апелляционный суд исходил из следующего.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела,  на государственную регистрацию права муниципальной собственности заявителем были представлены следующие документы: заявления о государственной регистрации; решение Малого совета Омского областного совета народных депутатов № 245 от 24.12.1992; распоряжение Департамента недвижимости Администрации города Омска № 1598-р от 17.11.1998; акт приема-передачи от 19.11.1998, выписки из реестра муниципального имущества от 07.04.2009 в отношении спорных объектов недвижимости; письма Минимущества Омской области № 04/3526 от 07.05.2009, ТУ ФАУГИ по Омской области № ТУ-5596 от 14.05.2009, Администрации Советского административного округа г. Омска № 01-16/0835 от 24.11.2008; справки от 01.12.2008 о принадлежности объекта

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу n А70-9798/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также