Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу n А46-13463/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 марта 2010 года

                                 Дело №   А46-13463/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  10 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 марта 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Леоновой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9516/2009) Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования  "Сибирский институт бизнеса и информационных технологий" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.11.2009 по делу № А46-13463/2009 (судья Захарцева С.Г.), по заявлению Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования  "Сибирский институт бизнеса и информационных технологий" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Омской области"

3-е лицо  Правительство Омской области

о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании представителей: 

от НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса информационных технологий» – Белова Ж.В. (паспорт серия 52 08 № 622138 выдан 08.05.2008, доверенность № 128/01-19 от 22.12.2009 сроком действия до 31.12.2010)

от УФАКОН по Омской области – не явился, извещен;

от ФГУ «Земельная кадастровая палата по Омской области» – не явился, извещен;

от Правительства Омской области – Фетисова В.В. (удостоверение № 725 выдано 11.12.2009, доверенность № 09/ПП-517/01  от 27.05.2009 сроком действия 3  года),

установил:

Решением от 10.11.2009 по делу № А46-13463/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский институт бизнеса информационных технологий» (далее – институт НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса информационных технологий») о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее – УФАКОН по Омской области) по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 98 866 460 руб. 66 коп. земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114:20, местоположение которого установлено относительно 2-этажного кирпичного нежилого здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омск, Центральный АО, ул. 24 Северная, дом 196, корпус 1; обязании Управления Роснедвижимости исключить указанные сведения из ГКН.

В обоснование принятого судебного акта указал на пропуск институтом, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на обращение в суд, отсутствием ходатайства о его восстановлении, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на то, что о пропуске срока заявитель узнал только при получении кадастрового паспорта, при этом до данного времени он не мог узнать стоимость участка, так как если умножить удельный показатель на площадь, получится иная сумма.

Правительство Омской области в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Омской области» надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Омской области».

В судебном заседании представитель НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса информационных технологий» поддержала требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Омской области от 10.11.2009 по делу №  А46-13463/2009 и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Правительства Омской области считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв Правительства Омской области, установил следующие обстоятельства.

Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 14:0020, площадью 9218 кв.м. с местоположением относительно 2-этажного кирпичного нежилого здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омск, Центральный АО, ул. 24 Северная, дом 196, корпус 1.

С момента приобретения земельного участка Институт оплачивал земельный налог, исходя из выкупной стоимости в размере 3116083 руб. 83 коп.

22.04.2009 заявителем был получен новый кадастровый паспорт земельного участка, в котором кадастровая стоимость установлена в размере 98866460 руб. 66 коп.

Поскольку сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в ГКН Управлением Роснедвижимости, заявитель, считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в ГКН вышеназванных сведений о кадастровой стоимости земельного участка незаконными, а сведения, внесенные в Государственный реестр в результате указанных действий – подлежащими изменению, обратилось в арбитражный суд.

10.11.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 данной статьи заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, институт обратился в арбитражный суд с заявлением 22.06.2009.

В обоснование заявленных требований институт сослался на нарушение УФАКОН по Омской области при совершении обжалуемых действий по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка процедуры, установленной законодательством, а также норм Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.

По мнению заявителя, из указанных правовых актов следует, что результатами государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка, которая может быть внесена в Государственный земельный кадастр лишь после утверждения Правительством Омской области результатов государственной кадастровой оценки земель.

Однако, в данном случае, Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п были утверждены лишь средние удельные показатели кадастровой стоимости. Утверждение средних удельных показателей кадастровой стоимости по кадастровому кварталу не означает утверждение результатов кадастровой оценки конкретного земельного участка, если только кадастровая стоимость данного участка не может быть рассчитана исходя из утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации удельных показателей. Из показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007, на которое УФАКОН по Омской области ссылается как на основание расчета кадастровой стоимости земельного участка, невозможно выйти на кадастровую стоимость земельного участка института, указанную заинтересованным лицом.

Таким образом, фактически заявитель связывает момент, когда, по его мнению, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости его земельного участка в государственный земельный кадастр стали незаконными и нарушающими его права, с фактом издания Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п.

Однако институт указывает, что о нарушении его прав и законных интересов достоверно стало известно из нового кадастрового паспорта полученного 22.04.2009.

Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что институт о нарушении своего права по установлению кадастровой стоимости с нарушением процедуры, установленной законодательством, узнал ранее указанной даты.

В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановление Пленума от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области» официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах «Омский вестник» или «Омская правда».

Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п было официально опубликовано в издании «Омский вестник» от 25.12.2007 за №127. Соответственно с этой даты доведено до сведения неограниченного круга лиц, в том числе до сведения заявителя.

Таким образом, фактически с момента публикации Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, то есть с декабря 2007 года, институт имел возможность узнать о том, что кадастровая стоимость его земельного участка, по его мнению, не определена, и соответственно, уже с этого момента мог оценить действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельного участка, как незаконные и нарушающие его права и законные интересы.

Кроме того, учитывая, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п является нормативным правовым актом, то есть содержит обязательные для исполнения неограниченного круга лиц правила поведения, при этом в силу основных принципов права незнание закона не освобождает от обязанности исполнения установленных им правил, суд апелляционной инстанции считает, что по смыслу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликование нормативного правового акта является общеизвестным фактом, то есть отсутствует необходимость доказывания того, что лицо знало о существовании данного факта, поскольку это презюмируется законом.

Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», принятого в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Соответственно институт как налогоплательщик обязан был ознакомиться со сведениями о кадастровой

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 по делу n А75-9788/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также