Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2010 по делу n А70-9857/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

15 марта 2010 года

Дело № А70-9857/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 марта 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-558/2010) Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.12.2009 по делу № А70-9857/2009 (судья Минеев О.А.),

по заявлению Тюменской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов»

к Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области

о признании незаконными действий и обязании совершить действия

при участии в судебном заседании представителей:

от Администрации Тюменского муниципального района – Кузнецова Е.Н. по доверенности от 19.10.2009 № 44 сроком действия 1 год;

от Тюменской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» – не явился (извещена надлежащим образом);

установил:

Тюменская региональная общественная организация «Общество охотников и рыболовов» (далее по тексту – ТРОО «Общество охотников и рыболовов», Организация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с требованиями к Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области (далее по тексту – Администрация), уточненными в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции:

- признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в отказе Администрации (от 13.08.2009 № 03/5103) в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:17:0408001:8, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под расширение существующей охотничье-рыболовной базы на оз.Грязное, расположенного по адресу: Тюменский район, 3 км автодороги Тюмень – Муллаши на территории Андреевского муниципального образования, площадью 110 000 кв.м в собственность Тюменской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов»;

- обязать Администрацию предоставить земельный участок с кадастровым номером 72:17:0408001:8, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под расширение существующей охотничье-рыболовной базы на оз.Грязное, расположенный по адресу: Тюменский район, 3 км автодороги Тюмень – Муллаши на территории Андреевского муниципального образования, площадью 110 000 кв.м в собственность Тюменской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов»;

- обязать Администрацию заключить с Тюменской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:0408001:8, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под расширение существующей охотничье-рыболовной базы на оз.Грязное, расположенного по адресу: Тюменский район, 3 км автодороги Тюмень – Муллаши на территории Андреевского муниципального образования, площадью 110 000 кв.м, с определением цены земельного участка в сумме 1156 (одна тысяча сто пятьдесят шесть) рублей 38 копеек;

- обязать Администрацию Тюменского муниципального района подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:0408001:8, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под расширение существующей охотничье-рыболовной базы на оз.Грязное, расположенного по адресу: Тюменский район, 3 км автодороги Тюмень – Муллаши на территории Андреевского муниципального образования, площадью 110 000 кв.м, с определением цены земельного участка в сумме 1156 (одна тысяча сто пятьдесят шесть) рублей 38 копеек и направить проект договора в адрес Тюменской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов».

Суд первой инстанции, учитывая, что мера, направленная на восстановление нарушенного права, формулируется исключительно судом (пункт 3 части 4, пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 65), требования заявителя об обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, заключить указанный договор с заявителем и предоставить земельный участок заявителю в собственность, рассмотрел в качестве предлагаемого заявителем способа восстановления нарушенного права.

Решением от 16.12.2009 по делу № А70-9857/2009 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявленные требования, признал незаконными действия Администрации, выразившиеся в отказе (от 13.08.2009 № 03/5103) в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:17:0408001:8, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под расширение существующей охотничье-рыболовной базы на оз.Грязное, расположенного по адресу: Тюменский район, 3 км автодороги Тюмень – Муллаши на территории Андреевского муниципального образования, площадью 110 000 кв.м в собственность ТРОО «Общество охотников и рыболовов»; обязал Администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:17:0408001:8, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под расширение существующей охотничье-рыболовной базы на оз.Грязное, расположенного по адресу: Тюменский район, 3 км автодороги Тюмень – Муллаши на территории Андреевского муниципального образования, площадью 110 000 кв.м в собственность ТРОО «Общество охотников и рыболовов»; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности Администрации осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его ТРОО «Общество охотников и рыболовов» с предложением о заключении соответствующего договора.

Также суд взыскал с Администрации в пользу ТРОО «Общество охотников и рыболовов» судебные расходы в сумме 2000 руб.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из наличия у Организации в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое подлежит реализации в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствия в законе такого основания для отказа в осуществлении права на приобретение в собственность земельного участка как невозможность определения выкупной цены земельного участка.

При этом суд пришел к выводу о том, испрашиваемый земельный участок подлежит передаче в собственность Организации по его кадастровой стоимости (пункт 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации), поскольку на момент рассмотрения дела порядок определения цены земельного участка, на котором отсутствуют здания, строения сооружения уполномоченным органом не установлен, а доказательств наличия на спорном земельном участке принадлежащих заявителю на праве собственности зданий, строений, сооружений, не представлено.

Суд указал, что основания для предоставления организации земельного участка в порядке статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отсутствуют, поскольку Организации подлежит передаче в собственность земельный участок по специальному основанию – установленному в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», как лицу, которому ранее принадлежал этот земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что пункт 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на который указывает суд первой инстанции, прямо отсылает к пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующему продажу земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках. Суд же установил отсутствие на испрашиваемом земельном участке зданий, строений, сооружений.

По мнению Администрации, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает только процедуру обращения заинтересованных лиц для приобретения прав на земельные участки, пункт же 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации прямо устанавливает, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регламентируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статья 10 которого предусматривает предоставление земельных участков в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Податель апелляционной жалобы считает, что в данном случае подлежит применению рыночная стоимость земельного участка.

Также Администрация полагает необоснованным отсутствие в резолютивной части решения условий, на которых стороны обязаны заключить договор.

Организация в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Организация, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила. Апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Администрации в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Администрации, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

ТРОО «Общество охотников и рыболовов» принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, кадастровый номер 72:17:0408001:8, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под расширение существующей охотничье-рыболовной базы на оз.Грязное, площадью 110 000 кв.м, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 3 км автодороги Тюмень-Муллаши на территории Андреевского муниципального образования (далее по тексту – истребуемый, спорный земельный участок), что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права от 27.03.2009 серии 72НЛ №316316 (запись регистрации №72-72-01/079/2009-073 от 27.03.2009).

05.08.2009 Организация обратилась в Администрацию (вх.№2516) с заявлением №18 (л.д.17) о предоставлении спорного земельного участка в собственность.

По результатам рассмотрения указанного заявления Администрация направила заявителю письмо от 13.08.2009 №03/5103, которым отказал в предоставлении Организации испрашиваемого земельного участка, в связи с невозможностью определения его выкупной цены. Кроме того, Организации было предложено оформить спорный земельный участок в долгосрочную аренду.

ТРОО «Общество охотников и рыболовов», посчитав отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с требованиями о признании отказа незаконным и обязании предоставить спорный земельный участок путем заключения договора его купли-продажи.

Решением суда первой инстанции требования Организации удовлетворены.

Означенное решение обжалуется Администрацией в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее по тексту – Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Факт нахождения на момент введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации спорного земельного участка у Организации на праве постоянного (бессрочного пользования) подтверждается материалами дела (постановление Администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 19.05.1997 № 41) и Администрацией не оспаривается.

Соответственно, в силу указанной нормы Организация, как лицо, имеющее на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, имеет право переоформить право на этот земельный участок по своему выбору на право аренды земельного участка, либо приобрести земельный участок в собственность.

В данном случае, Организация изъявила намерение приобрести спорный земельный участок в собственность, обратившись в Администрацию с соответствующим письмом от 05.08.2009 №18 (вх.№2516).

Как указано в пункте 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или приобретение земельного участка в собственность осуществляется по правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Однако, поскольку пункт

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу n А75-1732/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также