Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.03.2010 по делу n А81-4685/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 09 марта 2010 года Дело № А81-4685/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шиндлер Н.А. судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-140/2010) Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.11.2009 по делу № А81-4685/2009 (судья Каримов Ф.С.), по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Пуровские коммунальные системы» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным решения от 10.04.2009 № 03ЮЛ ТС при участии в судебном заседании представителей: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу – Петрова И.П. по доверенности от 09.02.2010 № 2.2-11/02100 сроком действия до 31.12.2010; от муниципального унитарного предприятия «Пуровские коммунальные системы» – Васина К.С. по доверенности от 01.02.2010 № 15 сроком действия до 31.12.2010; установил: решением от 05.11.2009 по делу № А81-4685/2009 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил требования муниципального унитарного предприятия «Пуровские коммунальные системы» (далее по тексту – МУП «Пуровские коммунальные сети», Предприятие, налогоплательщик) признал недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 3 по ЯНАО, Инспекция, налоговый орган) от 10.04.2009 № 03 ЮЛ ТС о привлечении к налоговой ответственности в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 5 161 171 руб. за июнь-июль 2005 года и пени в сумме 1 775 495 руб. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что право на вычет сумм налога на добавленную стоимость не может быть предоставлено в том случае, если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту передачи поставщику в счет оплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо не оплачено полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем. Наличие непогашенной задолженности заемщика перед кредитором не является препятствием для возмещения ему налога на добавленную стоимость, поскольку требование о реальности затрат налогоплательщика может быть не соблюдено только в том случае, если задолженность заемщика перед кредитором явно не подлежит оплате в будущем. В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Инспекция считает, что в рассматриваемой ситуации отсутствует такое обязательное условия для возмещения налога на добавленную стоимость, заявленного Предприятием в период июнь-июль 2005 года, как фактическая уплата сумма налога поставщику. Данное обстоятельство следует из того, что сумма налога на добавленную стоимость в размере 5 161 171 руб. в ходе приобретения Предприятием нефтепродуктов на сумму 33 834 364 руб. была уплачена Администрацией района и не уплачена самим Предприятием более 3,5 лет с момента приобретения товара, а взыскание заемных денежных средств до настоящего времени не проводилось. Предприятие отзыв на апелляционную жалобу не представило. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции. Представитель Предприятия в заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. В период с 31.10.2008 по 31.12.2008 Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Предприятия по вопросам правильности и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт от 27.02.2009 № 03ЮЛТС. В ходе проверки налоговым органом была установлена в том числе, неполная уплата налога на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) за периоды июнь-июль 2005 года в сумме 5 161 171 руб., в связи с необоснованным предъявлением к вычету НДС за приобретенные нефтепродукты, оплату за которые осуществила Администрация Пуровского района на основании трехсторонних договоров «О порядке и условиях обеспечения в 2005 году потребностей предприятия жилищно-коммунального хозяйства Пуровского района в нефтепродуктах» от 18.05.2005 № 02/103 и № 02/102. 10.04.2009 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией принято решение № 03 ЮЛ ТС о привлечении МУП «Пуровские коммунальные сети» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Предприятие привлечено к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неполное перечисление налоговым агентом удержанного, но не перечисленного НДФЛ, в виде штрафа в сумме 1 446 752 руб.. Также данным решением Обществу доначислены и предложены к уплате: НДС за периоды июнь, июль 2005 года, май, июнь 2006 года, май, сентябрь 2007 года – в общей сумме 5 162 894 руб.; пени по НДФЛ в сумме 1 756 898 руб.; пени по НДС в сумме 1 775 733 руб. Предприятие обжаловало данное решение в Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, решением которого от 10.06.2009 № 212 решение Инспекции изменено в части – исключен пункт 1 резолютивной части решения о привлечении Предприятия к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1 446 752 руб. В остальной части решение Инспекции оставлено без изменения. Предприятие, полагая, что решение Инспекции в части доначисления НДС за июнь, июль 2005 года в сумме 5 161 171 руб., а также пени по НДС в суме 1 775 733 руб., не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения Инспекции недействительным в части доначисления НДС в сумме 5 161 117 руб. за июнь, июль 2005 года и начисления на данную сумму задолженности пени в сумме 1 775 495 руб. Решением суда первой инстанции требования Предприятия удовлетворены. Означенное решение обжалуется Инспекцией в суд апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит основания для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2005 году, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Порядок применения налоговых вычетов закреплен в статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации и сводится к тому, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов. Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов. Пункт 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Таким образом, действующее в 2005 году налоговое законодательство связывало право налогоплательщика на предъявление сумм НДС к вычету с приобретением товаров (работ, услуг), оплатой в составе их цены НДС, принятие товаров (работ, услуг) на учет, а также представлением подтверждающих данные обстоятельства документов, в том числе счетов-фактур. Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, на основании трехсторонних договоров «О порядке и условиях обеспечения в 2005 году потребностей предприятия жилищно-коммунального хозяйства Пуровского района в нефтепродуктах» от 18.05.2005 № 02/103 и № 02/102 Предприятие приобрело у ООО «Пурнефтепродукт» нефтепродукты на общую сумму 33 834 364 руб. Факт приобретения нефтепродуктов подтверждается имеющимися в материалах дела товарными накладными, счетами-фактурами, и Инспекцией не оспаривается. Оплата товара в соответствии с условиями трехсторонних соглашений производится Администрацией (пункты 1.1, 3.3 трехсторонних соглашений). Факт оплаты Администрацией приобретенных Предприятием у ООО «Пурнефтепродукт» нефтепродуктов также подтверждается материалами дела и Инспекцией не оспаривается. В соответствии с пунктом 4.3.3 трехсторонних соглашений Предприятие обязалось возвратить на счет Администрации денежные средства, уплаченные Администрацией поставщику – ООО «Пурнефтепродукт» в оплату товара в соответствии графиком возврата денежных средств, являющимся неотъемлемой частью договоров. Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.11.2004 № 324-О, от 08.04.2004 № 169-О, не следует, что налогоплательщик во всяком случае не вправе произвести налоговый вычет, если сумма налога на добавленную стоимость уплачена им поставщику товаров (работ, услуг) в составе цены, в частности, денежными средствами (в том числе до момента исполнения налогоплательщиком обязанности по возврату займа). Право на вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), не может быть предоставлено в том случае, если налогоплательщик не несет реальных затрат на уплату начисленных поставщиком сумм налога на добавленную стоимость, то есть если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту его передачи поставщику в счет уплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем. Таким образом, факт использования налогоплательщиком заемных средств при уплате суммы налога сам по себе не свидетельствует об отсутствии фактических расходов на уплату этой суммы продавцу и не является достаточным основанием для отказа в применении налоговых вычетов. Следует также учесть и правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Пленума от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в пункте 9 которого разъяснено, что обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала. В данном случае ни из условий трехсторонних договоров, ни из обстоятельств дела не следует, что денежные средства, уплаченные Администрацией за приобретенный Предприятием товар, явно не будут возвращены в будущем. Напротив, из трехсторонних соглашений следует, что Предприятие обязано возвратить Администрации уплаченные поставщику денежные средства в соответствии с графиком. В дальнейшем дополнительными соглашениями данный график был измен, продлен срок возврата денежных средств. В соответствии с последними изменениями в договор от 18.05.2005 № 02/102, внесенными дополнительным соглашением от 29.12.2008 № 5, график возврата денежных средств, уплаченных Администрацией поставщику за приобретенный Предприятием товар, заключается во внесении денежных средств ежемесячно в течение 2009 года с марта по декабрь. Такая же ситуация и по трехстороннему договору от 18.05.2005 № 02/103. Дополнительным соглашением от 29.12.2008 № 4 изменен график возврата денежных средств, уплаченных Администрацией поставщику за приобретенный Предприятием товар, денежные средства подлежат возврату Предприятием ежемесячно в твердой сумме в период с марта по декабрь 2009 года. Таким образом, фактически в период проведения Инспекцией выездной налоговой проверки срок возврата денежных средств, уплаченных Администрацией поставщику за приобретенный Предприятием товар, в полном объеме не наступил. Кроме того, Предприятием частично был осуществлен возврат Администрации данных денежных средств, что подтверждается платежными поручениями: от 19.05.2005 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.03.2010 по делу n А46-11977/2009. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|