Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу n А46-16883/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

04 марта 2010 года

                                 Дело №   А46-16883/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  26 февраля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  04 марта 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжиков О.Ю.

судей  Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Леоновой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9503/2009) общества с ограниченной ответственностью "Автотехник" на решение Арбитражного суда Омской области от 03.11.2009 по делу № А46-16883/2009 (судья Биер Е.Б.), по иску Главного Управления по земельным ресурсам Омской области к обществу с ограниченной ответственностью "Автотехник"

о внесении изменений в договор,

при участии в судебном заседании представителей: 

от ООО «Автотехник» – Мотос А.А. (паспорт серия 52 06 № 384194 выдан 09.09.2006, доверенность б/н от 01.12.2009 сроком действия до 01.04.2010)

от ГУЗР Омской области – Карпенко О.А. (удостоверение № 70 выдано 24.12.2007, доверенность № 06/11331 от 29.12.2009 сроком действия до 31.12.2010),

установил:

Решением от 03.11.2009 по делу № А46-16883/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования Главного управления по земельным ресурсам Омской области о внесении изменений в договор аренды обществом с ограниченной ответственностью «Автотехник» (далее - ООО «Автотехник», ответчик, Общество) земельного участка № Д-Ц-14-4646, изложив пункт 2.1 в следующей редакции: «Размер арендной платы за предоставленный земельный участок определяется согласно расчёту арендной платы и составляет 87 887 руб. 34 коп. в месяц».

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявления Главного управления по земельным ресурсам Омской области, исходил из того, что договором аренды № Д-Ц-14-4646 (пункт 5.1) предусмотрена возможность изменения арендной платы в результате принятия нормативных актов, изменяющих значение величин, участвующих в расчете арендной платы. Таким нормативным правовым актом является Постановление Правительства Омской области № 179-п от 29.10.2007, утвердившее новый порядок расчета арендной платы.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Автотехник» обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований ГУЗР Омской области отказать.

В апелляционной жалобе ответчик указывает, что судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное толкование норм материального и процессуального права.

Главным Управлением земельных ресурсов Омской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на наличие оснований для изменения положений договора аренды земли. Данное лицо полагает, что стоимость аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относится к категории регулируемых цен, а потому размер арендной платы за пользование таким объектом носит императивный характер и определяется с учетом установленной уполномоченным органом ставки арендной платы. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда в случаях, предусмотренных самим договором.

Лица, участвующие в деле поддержали свои доводы и возражения по основаниям, указанным в апелляционной жалобе и отзыве.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

Между Департаментом недвижимости администрации города Омска (арендодатель) и ООО «Автотехник» (арендатор) подписан договор аренды земельного участка № Д-Ц-14-4646, согласно пункту 1.1 которого арендодатель передаёт, а арендатор принимает в аренду сроком на 25 лет земельный участок, площадью 13 397 кв. метров, из состава земельного участка, относящегося к категории земель поселений, общей площадью 14 112 кв. метров, с кадастровым номером 55:36:12 01 03:0062, расположенный по адресу: ул. 20 Линия, 65 (Центральный округ), для производственных целей под строения.

В силу пункта 2.1 договора аренды земельного участка № Д-Цр-14-4646 соглашения к нему и приложения к соглашению величина арендной платы на предоставленном участке определяется в соответствии с постановлением мэра города Омска от 19.04.2004 № 130-п.

Согласно пункту 2.6 договора аренды внесенного соглашением к договору земельного участка № Д-Ц-14-4646 арендатор перечисляет арендную плату получателю в размере, исчисляемом согласно пункту 2.1 договора и приложению к последнему, за каждый месяц вперёд с оплатой до 25 числа месяца, предшествующего отчётному.

13.05.2009 Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось к ответчику с просьбой подписания соглашения об изменении условий договора аренды земельного участка № Д-Ц-14-4646, в частности, относительно размера арендной платы -  87 887 руб. 34 коп., мотивировав необходимость изменения существующих отношений вступлением в законную силу постановления Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п.

Поскольку ответных действий со стороны ООО «Автотехник» на данное обращение не последовало, управление обратилось с названными выше требованиями в арбитражный суд.

03.11.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 30.06.2006) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов.

Пунктом 6.1 статьи 5 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» установлено, что с 01 июля 2006 года к полномочиям органов исполнительной власти Омской области относится принятие решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, и расположенных в городе Омске.

Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 создано ГУЗР Омской области, являющееся с 01 июля 2006 года специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере управления и распоряжения земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно подпунктам 8, 16 пункта 8 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95, ГУЗР Омской области наделено функциями выступать стороной по договорам аренды в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления платежей за предоставленные земельные участки.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на ничтожность условия договора о возможности одностороннего внесения изменений, в связи с чем, законных оснований у ГУЗР Омской области для внесения изменений в вышеупомянутый договор аренды не имеется.

Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод ответчика по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу части 4 статьи 421 и части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, при этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 7 части 1 статьи 1, части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли является арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду.

Из содержания части 4 статьи 22, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что условие о размере арендной платы договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно соответствовать нормам действующего законодательства, в том числе нормативно-правовым актам органов местного самоуправления.

Таким образом, при аренде государственных и муниципальных земель применяются регулируемые цены.

Данное требование закона при подписании договора аренды земельного участка сторонами было соблюдено.

В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учётом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Суд первой инстанции, проанализировав положения договора аренды земельного участка от участка от 14.01.2004 № Д-Ц-14-4646, пришел к правильному выводу о том, что его стороны исходили из возможности внесения изменений в договор при изменении действующего законодательства.

При этом в договоре аренды земельного участка от 14.07.2004 № Д-Ц-14-4646 отсутствуют условия о неизменности размера арендной платы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу n А46-20522/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также