Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по делу n А75-1212/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 июня 2008 года

                                                     Дело №   А75-1212/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  07 июня 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 июня 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.,

судей  Сидоренко О.А., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2175/2008) Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20.03.2008 по делу №  А75-1212/2008 (судья Загоруйко Н.Б.),

по заявлению муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства п. Березово муниципального образования «Берёзовский район»

к Берёзовскому отделу охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным и отмене постановления № 12 от 31.01.2008,

заинтересованное лицо - Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – не явился, извещен;

от муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства п. Березово муниципального образования «Берёзовский район» – не явился, извещен;

от  Берёзовского отдела охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 20.03.2008 по делу А75-1212/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требование муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства поселка Березово муниципального образования «Берёзовский район» (далее – МУП ЖКХ, предприятие), признал незаконным и отменил постановление № 12 от 31.01.2008 Берёзовского отдела охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Берёзовский отдел охраны окружающей среды, административный орган) о назначении административного наказания на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в виде штрафа в размере 50 000 руб.

В обоснование решения суд указал на следующее.

Собственником полигона является Комитет по управлению муниципальным   имуществом Муниципального образования Березовский район, который и является субъектом данного правонарушения (на полигоне ТБО МУП ЖКХ п.Берёзово отсутствуют переносные сетчатые ограждения для задержки лёгких фракций отходов, а также отсутствует ограждение полигона колючей проволокой по железобетонным столбам, предусмотренное проектом полигона ТБО). Относительно указанного правонарушения Берёзовским отдел охраны окружающей среды неверно определён субъект административного правонарушения, в связи с чем в данной части оспариваемое постановление признаётся судом незаконным.    

В решении указано, что административным органом не представлено суду достаточных доказательств в обоснование правомерности оспариваемого постановления в части размера штрафа 50 000 руб.; не доказано и судом не установлено наличие перечисленных в статье 4.3 КоАП отягчающих ответственность обстоятельств.

По мнению суда, МУП ЖКХ представило достаточные доказательства в обоснование заявленных требований, нарушения своих прав и законных интересов оспариваемым  постановлением, а административный орган не доказал правомерность оспариваемого постановления.

Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности в апелляционной жалобе (далее – Департамент, податель жалобы) просит решение от 20.03.2008 по делу А75-1212/2008 отменить.

При этом податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что при вынесении оспариваемого постановления неверно определен субъект административного правонарушения, поскольку предприятие не является собственником эксплуатируемого полигона. 01.08.2006 в соответствии с договором безвозмездного пользования №16/Б, заключенном между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Березовского района и Березовским муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства, на основании распоряжения главы Березовского района №960-р «О передаче имущества» последнему был передан в безвозмездное пользование полигон твердых бытовых отходов. То есть, эксплуатация полигона с августа 2006 года осуществляется Предприятием.

Необоснованным является, по мнению подателя жалобы, и указание суда, что административным органом не указано, в чем конкретно выразились нарушения законодательства. В ходе проверки выявлены нарушения требований статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 2.1.7.1038-01, что выразилось в отсутствии сетчатых ограждений для задержки легких фракций отходов и ограждения колючей проволокой по железобетонным столбам.

Кроме того, податель жалобы указал, что административный орган при применении штрафа в размере 50 000 руб. руководствовался пунктом 1 статьи 4.3 КоАП – продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его (неисполнение предписания №140 от 27.11.2006).

МУП ЖКХ письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.

До начала судебного заседания от Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя Департамента.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие об­стоятельства.

Березовским отделом охраны окружающей среды совместно с прокуратурой Березовского района 17.12.2007 проведена плановая проверка соблюдения  природоохранного законодательства МУП ЖКХ, результаты которой отражены в акте проверки (лист дела 9-11).

15.01.2008 прокурором Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении МУП ЖКХ по факту правонарушения по статье 8.2 КоАП (лист дела 46-48). В постановлении зафиксировано, что в нарушение пункта 5.3 СП 2.1.7.1038-01 на полигоне ТБО отсутствуют переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке из мусоровозов и перемещаемых бульдозером к рабочей карте, а также отсутствует ограждение территории полигона колючей проволокой по железобетонным столбам, в результате чего увеличивается объем легких фракций отходов, выносимых за территорию полигона.

В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность предприятия, в постановлении указано: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование (обязательное предписание № 140 от 27.11.2006) уполномоченных лиц прекратить его.

Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15.01.2008 направлено в соответствии со статьей 23.29 КоАП начальнику Березовского отдела Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа.

31.01.2008 по результатам проверки должностным лицом Березовского отдела охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты - Мансийского автономного округа - Югры вынесено постановление № 12 (лист дела 7) о привлечении МУП ЖКХ к административной ответственности на основании статьи 8.2 КоАП в виде штрафа в сумме 50 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.

Решением от 20.03.2008 по делу А75-1212/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил заявленное требование.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Согласно статье 8.2 КоАП несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В оспариваемом постановлении предприятие привлечено к административной ответственности за нарушение статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 34 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16.

Согласно статье 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране природной среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу пункта 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 Соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 5.3 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» установлено: переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

В ходе проверки выявлено отсутствие переносных сетчатых ограждения для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке из мусоровозов и перемещаемых бульдозером к рабочей карте. Также зафиксировано отсутствие ограждения территории полигона колючей проволокой по железобетонным столбам.

Согласно пункту 3.6 СП 2.1.7.1038-01 устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.

Рабочий проект полигона (лист дела 65-88), вопреки указанию суда первой инстанции, предусматривает, что ограждение полигона представляет собой колючую проволоку по железобетонным столбам (см. лист дела 83). 

Следовательно, отсутствие проволоки является нарушением.

Таким образом, факт нарушений указанных выше норм подтверждается материалами дела (акт проверки № 158 – лист дела 9-11, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15.01.2008 – лист дела 46-48) и не оспаривается предприятием.

Согласно объяснениям Стройкина О.С. (главный инженер МУП ЖКХ) нарушения природоохранного законодательства имеются, однако, отсутствие освещения не зависит от предприятия, которое неоднократно обращалось в администрацию Березовского района по поводу электрификации и ограждения колючей проволокой территории полигона (лист дела 49-50).

В исковом заявлении обнаруженные нарушения объясняются тем, что первая очередь полигона ТБО сдана в эксплуатацию не в соответствии с проектом.

По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, административным органом неверно определен субъект административного правонарушения, поскольку предприятие не является собственником эксплуатируемого полигона. Так, Департаментом в материалы дела представлена копия распоряжения главы Березовского района №960-р о передаче Березовскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства в безвозмездное пользование полигона твердых бытовых отходов, копия договора безвозмездного пользования №16/Б (срок действия – с момента передачи на три года), копия акта приема-передачи от 01.08.2006.

Таким образом, суд апелляционной инстанции

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по делу n А46-1700/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также