Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2010 по делу n А46-18030/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

15 февраля 2010 года

Дело № А46-18030/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 февраля 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рыжикова О.Ю.

судей Киричёк Ю.Н., Ивановой Н.Е.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9244/2009) открытого акционерного общества «Сельский домостроительный комбинат № 2» на решение Арбитражного суда Омской области от 11.11.2009 по делу № А46-18030/2009 (судья Захарцева С.Г.),

по заявлению открытого акционерного общества «Сельский домостроительный комбинат №2»

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области

3-е лицо: Правительство Омской области

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества «Сельский домостроительный комбинат № 2» – Ахунова Р.Р. по доверенности от 14.10.2009 сроком действия 3 года;

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области – не явился (о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом);

от Правительства Омской области – не явился (о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом);

установил:

решением от 11.11.2009 по делу № А46-18030/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Сельский домостроительный комбинат №2» (далее по тексту – ОАО «СДСК № 2», Общество) о признании незаконным действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту – Управление Роснедвижимости) по внесению в государственный земельный кадастр (далее по тексту – ГЗК) сведений о кадастровой стоимости в размере 219 847 043 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4124,71 руб./кв.м земельного участка площадью 53 300 кв.м, с кадастровым номером 55:36:14 01 02:0018, расположенного в городе Омске, ул. Тургенева, дом 60; признании незаконным действия Управления Роснедвижимости по внесению в ГЗК сведений о виде разрешенного использования - «производственная база» земельного участка площадью 53300 кв.м, с кадастровым номером 55:36:14 01 02:0018, расположенного в городе Омске, ул. Тургенева, дом 60; обязании Управления Роснедвижимости исключить из государственного кадастра недвижимости (далее по тексту – ГКН) с момента внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 219 847 043 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4124,71 руб./кв.м. обязании Управления Роснедвижимости исключить из ГКН с момента внесения сведения о виде разрешенном использовании - «производственная база» земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:0018.

Решение суда первой инстанции мотивировано недоказанностью Обществом факта нарушения его прав оспариваемыми действиями Управления Роснедвижимости, как арендатора земельного участка, находящегося в государственной собственности.

При этом суд пришел к выводу о том, что неутверждение Правительством Омской области кадастровой стоимости земельного участка заявителя в Постановлении №174-п не может нарушать права и интересы Общества, поскольку отсутствует причинная связь между указанным неутверждением и наступившими последствиями – увеличением арендной платы с 01.12.2008, поскольку до 01.12.2008 действовала иная методика расчета арендной платы, размер которой не зависел от величины кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, на момент поступления в адрес Общества дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, с 30.11.2008 Постановление Правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» действует в редакции Постановления Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008 и содержит информацию о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:3003.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с не соответствием выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет базу для исчисления подлежащей уплате суммы земельного налога или суммы арендной платы, в связи с чем внесение кадастровой стоимости земельного участка, не утвержденной в установленном законом порядке, напрямую нарушает права арендатора, поскольку лишает права уплачивать только законно установленный размер арендной платы.

Общество указывает, что суд не оценил его доводы о незаконности действий Управления Роснедвижимости по внесению в ГЗК экономических характеристик – удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4124, 71 руб./кв.м и разрешенного использования – производственная база. При этом, ни в Методических указаниях, ни в Технических указаниях не предусмотрен вид разрешенного использования «производственная база», а постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п на кадастровый квартал 55:36:14 01 02 для 9 вида разрешенного использования был утвержден удельный показатель кадастровой стоимости – 3920, 61 руб./кв.м, а не 4124, 71 руб./кв.м.

Управление Роснедвижимости и Правительство Омской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Роснедвижимости и Правительства Омской области.

Представитель Общества в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

ОАО «СДСК №2» в соответствии с договором аренды земельного участка от 19.06.2007 №ДГУ-К-33-289, заключенным с Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, арендует земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 02:0018 площадью 53 300 кв.м, предоставленный для производственных целей под здания и расположенный по адресу: г. Омск, ул. Тургенева, дом 60. Согласно приложению №3 к договору арендная плата составляет 40 630 руб. 59 коп. в месяц.

В адрес заявителя Главное управление по земельным ресурсам Омской области направило Соглашение к договору аренды с Расчетом ежемесячной платы, в котором содержалось сообщение о том, что размер арендной платы за предоставленный в аренду земельный участок с 01.12.2008 рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п «Об утверждении положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю и расположенных в городе Омске», предусматривающего расчет арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. В Расчете ежемесячная арендная плата с 01.12.2008 указана в размере 264 393 руб. 90 коп., исходя из кадастровой стоимости земельного участка – 219 847 043 руб. Согласно полученному кадастровому паспорту земельного участка разрешенное пользование указано как производственная база, а удельный показатель кадастровой стоимости – 4124,71 руб./кв.м.

ОАО «СДСК №2», считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:0018, незаконными и нарушающими его права, обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованиями о признании этих действий незаконными и обязании Управления Роснедвижимости исключить из ГКН с момента внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 219 847 043 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4124,71 руб./кв.м.; исключить из ГКН с момента внесения сведения о виде разрешенном использовании - «производственная база» земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:0018.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п утверждено Положением об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске (опубликовано в изданиях «Омская правда» от 13.11.2008 № 148-149, «Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области» от 16.12.2008 N 6(30), ст. 29), которым предусмотрен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске.

В соответствии с данным Положением размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, определяется по формуле:

Ап = Кс х Сап,

где АП - годовой размер арендной платы,

Кс - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы,

Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. Значение Сап определяется в соответствии с пунктом 8 приложения № 1 к настоящему Положению и для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, составляет 0,015.

Ранее, до вступления в силу данного Постановления арендная плата по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, рассчитывалась в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 14.06.2006 № 71-п «Об определении размера арендной платы за земельные

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2010 по делу n А70-10012/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также