Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу n А46-14302/2009. Изменить решение
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 29 декабря 2009 года Дело № А46-14302/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шаровой Н.А., судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мокшиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8302/2009) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 02.10.2009 по делу № А46-14302/2009 (судья Гущин А.И.), принятое по иску Главного управления по земельным ресурсам Омской области к открытому акционерному обществу «Внешнеэкономическая компания «Омтор» о взыскании 1 518 563 рублей 55 копеек, при участии в судебном заседании представителей: от Главного управления по земельным ресурсам Омской области – представитель Клостер Д.Е., доверенность № 06/6430 от 10.08.2009 сроком до 31.12.2009; от открытого акционерного общества «Внешнеэкономическая компания «Омтор» – представитель Назаренко Н.В., доверенность № 12 от 12.01.2009 сроком действия до 31.12.2009; представитель Малиновский Л.Б., доверенность от 12.08.2008 сроком действия три года; установил: Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее – истец, податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу «Внешнеэкономическая компания «Омтор» (далее – ОАО «ВК «Омтор», ответчик) о взыскании 1 518 563 руб. 55 коп. выкупной стоимости земельного участка. Решением Арбитражного суда Омской области от 02.10.2008 по делу № А46-14302/2009 в удовлетворении исковых требований отказано. Не соглашаясь с принятым судебным актом, Главное управление по земельным ресурсам Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что обязательство ответчика по уплате выкупной стоимости земельного участка подлежит исполнению по цене, определенной договором от 19.03.2009 № 606/477-2009. ОАО «ВК «Омтор» в письменном отзыве с дополнениями на апелляционную жалобу считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а решение суда первой инстанции – отмене в части полного отказа в удовлетворении исковых требований. Полагает, что исковые требования должны быть удовлетворены исходя из предыдущей кадастровой стоимости в размере 13 398 287 руб., определенной в соответствии с Указом Губернатора Омской области № 110 от 19.06.2003, то есть в размере 334 957 руб. 18 коп., либо исходя из расчета выкупной стоимости спорного земельного участка, произведенного по нормативной цене земли на основании пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В судебном заседании, открытом 15.12.2009, в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 22.12.2009. В заседании суда апелляционной инстанции представители Главного управления по земельным ресурсам Омской области и представители ОАО «ВК «Омтор» поддержали каждый свои доводы согласно апелляционной жалобе и отзыву на нее. На вопрос суда представители ОАО «ВК «Омтор» пояснили, что договор купли-продажи земельного участка был бы заключен на условиях определения цены, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Омской области № 193-П от 26.11.2008, если суд придет к выводу, что такой порядок определения цены соответствует закону. На вопрос суда представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области также пояснил, что договор был бы заключен на условиях определения цены, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением правительства № 193-П от 26.11.2008. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции находит оспариваемый судебный акт подлежащим изменению. Из материалов дела следует, что 27.01.2009 ОАО «ВК «Омтор» обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 02:123, площадью 13145 кв. м, местоположение которого установлено относительно 2-х этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Вавилова, д. 240. К заявлению о приобретении прав на земельный участок, ответчиком предоставлен необходимый перечень документов, в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 11.09.2008 № 36/08-37087, в котором указана кадастровая стоимость участка в размере 60 742 782 руб. 10 коп. На основании представленных документов Главным управлением по земельным ресурсам Омской области принято решение о предоставлении земельного участка в собственность ответчику (распоряжение от 20.02.2009 № 621-р, л.д. 8). 19.03.2009 между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (продавец) и ОАО «ВК «Омтор» (покупатель) заключен договор № 606/477-2009 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 02:123, площадью 13145 кв. м., местоположение которого установлено относительно 2-х этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Вавилова, д. 240. Согласно пунктам 2.1., 2.2 договора цена выкупа земельного участка составляет 1 518 569 руб. 55 коп., оплата которой производится покупателем в течение 30 календарных дней с момента заключения указанного договора, т. е. до 19.04.2009. Согласно приложению к договору «Расчет цены выкупа земельного участка» цена выкупа земельного участка (1 518569, 55 руб.) определена на основании Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (2, 5 % от кадастровой стоимости земельного участка) и содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) сведений о площади земельного участка – 13145 кв. м, удельном показателе кадастровой стоимости за 1 кв. м – 4620, 98 руб., кадастровой стоимости земельного участка - 60 742 782, 10 руб., то есть на основании сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:07 04 02:123, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 11.09.2008. Поскольку ответчик свои обязательства по договору в добровольном порядке не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Суд апелляционной инстанции, оценив доводы сторон, принял во внимание следующие обстоятельства. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 1.1. статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность, на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации). Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость (пункт 1.2. статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации). Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации). Как предписывает статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Как предписывает пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся среди прочих такая информация как сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08.04.2000 № 316, которым утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту – Правила ведения государственной кадастровой оценки земель). Правила ведения государственной кадастровой оценки земель определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Пунктом 10 Правил ведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Правительство Российской Федерации пунктом 11 Правил ведения государственной кадастровой оценки земель предписало Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и утвердить Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения таковой. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов (далее – Методические указания). Таким образом, Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти, наделенный статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации полномочиями по определению порядка кадастровой оценки, четко разграничил в осуществлении данной деятельности компетенцию двух таких органов как территориального органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Управление Роснедвижимости по Омской области) и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Правительство Омской области). Первый занимается и несет ответственность за организацию проведения кадастровой оценки путем привлечения независимых оценщиков, второй – утверждает результаты проведения таковой. При этом территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, являющиеся в силу издания Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 456, уполномоченными органами по ведению Государственного кадастра недвижимости, вносят в данный федеральный государственный информационный ресурс сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равно как и сведения о размере удельного показателя, только после утверждения результатов оценки и на основании акта об утверждении. При принятии решения по настоящему делу суд первой инстанции сослался на решение Арбитражного суда Омской области от 15.01.2009 по делу № А46-16845/2008 по иску ОАО «ВК «Омтор» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области. Данным решением арбитражный суд признал совершенное 28.12.2007 действие по внесению в Государственный кадастр недвижимости экономических характеристик – кадастровой стоимости в размере 60 534 838 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4620 руб. 98 коп. за 1 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 02:0123 площадью 13100 кв. м (в настоящее время равнозначному земельному участку с кадастровым номером 55:36:07 04 02:123 площадью 13145 кв. м), занимаемого базой с местоположением: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Вавилова, незаконным и обязал с 28.12.2007 исключить указанные экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 02:0123 из Государственного кадастра недвижимости. При этом арбитражным судом по делу № А46-16845/2008 установлено, что на момент Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу n А75-5994/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|