Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009 по делу n А75-6565/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 08 декабря 2009 года Дело № А75-6565/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лотова А.Н., судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7838/2009) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.09.2009 по делу № А75-6565/2009 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «ТрансКонтейнер» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, 3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью «Лэмби», общество с ограниченной ответственностью «Симекс», о признании недействительными решения и предписания от 31.03.2009 по делу № 02-016/2009, при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, извещен; от открытого акционерного общества «ТрансКонтейнер» - Штакал Е.И. по доверенности от 29.12.2008 № Ц/2008/ЦКП-325, действительной до 31.12.2009; от общества с ограниченной ответственностью «Лэмби» - не явился, извещен; от общества с ограниченной ответственностью «Симекс» - не явился, извещен; установил: Открытое акционерное общество «ТрансКонтейнер» (далее по тексту - ОАО «ТрансКонтейнер», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31.03.2009 по делу № 02-016/2009 о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Управление, антимонопольный орган). Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.09.2009 по делу № А75-6565/2009 требования, заявленные Обществом, удовлетворены. Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что антимонопольный орган не представил в материалы дела доказательства того, что ОАО «ТрансКонтейнер» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по автоперевозке контейнеров, в связи с чем, вывод Управления о злоупотреблении Обществом доминирующим положением суд первой инстанции признал необоснованным. Также суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о навязывании Обществом невыгодных условий договора обществу с ограниченной ответственностью «Лэмби» и обществу с ограниченной ответственностью «Симекс». Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.09.2009 по делу № А75-6565/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом. В обоснование апелляционной жалобы антимонопольный орган указал, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. В частности, в апелляционной жалобе антимонопольный орган указал, что материалами дела подтверждается факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке по оказанию услуг по автоперевозке контейнеров и навязывании невыгодных условий договора обществу с ограниченной ответственностью «Лэмби» (ООО) и обществу с ограниченной ответственностью «Симекс» (ООО). Представитель ОАО «ТрансКонтейнер» в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению. ООО «Лэмби», ООО «Симекс» и антимонопольный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представили. ООО «Лэмби» и ООО «Симекс» отзывы на апелляционную жалобу также не представили. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства. В Управление поступили заявления от ООО «Симекс» и ООО «Лэмби» о нарушении ОАО «ТрансКонтейнер» антимонопольного законодательства. Основанием для обращения ООО «Симекс» и ООО «Лэмби» в антимонопольный орган послужило то, что ОАО «ТрансКонгейнер», по их мнению, в лице руководителя Нижневартовского филиала Свердловской железной дороги, устанавливает запрет на выдачу и вывоз крупнотоннажных контейнеров в установленном порядке, пришедших в адрес ООО «Симекс» и ООО «Лэмби» , а также обязывает общества осуществлять вывоз контейнеров со станции Нижневартовск автотранспортом ОАО «ТрансКонтейнер». В ходе рассмотрения заявлений ООО «Симекс» и ООО «Лэмби» Управлением было установлено следующее. ОАО «ТрансКонтейнер» создано в соответствии с Договором о создании Общества от 09.02.2006 №03/2006 ОАО «Российские железные дороги» и АНО «Центр организационного обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте». ОАО «ТрансКонтейнер» имеет 6 представительств, в том числе на Свердловской железной дороге, имеющей агентство на станции Нижневартовск. ОАО «ТрансКонтейнер» на основании пункта 8 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и в соответствии с Порядком формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 №154, включено в Реестр хозяйствующих субъектов в географических границах рынка - Российская Федерация - по предоставлению специализированного подвижного состава для осуществления железнодорожных внутренних перевозок контейнеров/грузов в контейнерах на тарифные расстояния (согласно Прейскуранту №10-01 свыше 1 000 (тысячи) километров (код ОКВЭД 60.1), что подтверждается Приказом Федеральной антимонопольной службы № 120 от 23.04.2007. Одними из основных видов деятельности филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Свердловской железной дороге, согласно информации из Статрегистра Свердловскстата о хозяйствующем субъекте (№12-05/4334 от 10.03.2009) являются - деятельность железнодорожного транспорта (ОКВЭД - 60. 1), транспортная обработка грузов и хранение (ОКВЭД - 63.1), прочая вспомогательная транспортная деятельность (ОКВЭД - 63.2), организация перевозок грузов (ОКВЭД -63.4) Антимонопольным органом было установлено, что ОАО «ТрансКонтейнер» с ООО «Симекс» был заключен договор транспортной экспедиции № 3573 от 06.07.2006, дополнительное соглашение №1 к договору транспортной экспедиции № 3573 от 06.07.2006, с ООО Лэмби» договор транспортной экспедиции № 4141 от 30.06.2006. Согласно условиям указанных договоров транспортной экспедиции ОАО «ТрансКонтейнер» обязуется за вознаграждение и за счет ООО «Симекс» и ООО «Лэмби» выполнить и/или организовать выполнение указанных в заказе ООО «Симекс», ООО «Лемби» транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным, водным и/или автомобильным транспортом по территории Российской Федерации. Перечень и стоимость транспортно-экспедиционных услуг, которые могут оказываться ОАО «ТрансКонтейнер» определяются обществами самостоятельно. Перечень и объем услуг ОАО «ТрансКонтейнер», необходимых ООО «Симекс» и ООО «Лемби», определяются ООО «Симекс» и ООО «Лемби» самостоятельно и оформляются в форме заказа, являющегося неотъемлемой частью и приложением к договорам транспортной экспедиции. Проанализировав содержание указанных выше договоров транспортной экспедиции, а также учитывая, что ООО «Симекс» и ООО «Лемби» имеют возможность самостоятельно осуществлять транспортировку контейнеров, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что является нецелесообразным включение ООО «Симекс» и ООО «Лемби» в формы заказов соответствующих услуг ОАО «ТрансКонтейнер». Руководствуясь частью 1 статьи 10, часть 1 статьи 5, пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон № 135-ФЗ), Управление сделало вывод о том, что ОАО «ТрансКонтейнер», отказывая ООО «Симекс» и ООО «Лемби» в получении большегрузных контейнеров и понуждая общества включать в формы заказов услуги ОАО «ТрансКонтейнер» по транспортировке контейнеров, злоупотребило своим доминирующим положением по оказанию услуг по автоперевозке контейнеров. Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия Управлением 31.03.2009 решения, которым действия ОАО «ТрансКонтейнер», выразившиеся в отказе в выдаче большегрузных контейнеров, признаны свидетельствующими о злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания ООО «Симекс» и ООО «Лемби» невыгодных условий договора и создания для данных организаций дискриминационных условий договоров. На основании указанного решения антимонопольным органом 31.03.2009 выдано предписание № 32 по делу № 02-016/20009 о нарушении антимонопольного законодательства, на основании которого ОАО «ТрансКонтейнер» было предписано прекратить вышеуказанное нарушение антимонопольного законодательства, а именно, не допускать необоснованного отказа в выдаче контейнеров пользователям услуг; обеспечить недискриминационный доступ грузополучателей (грузоотправителей) к услугам, выполняемым Обществом; прекратить навязывание ООО «Симекс» и ООО «Лемби» невыгодных условий договоров, выразившихся в обязывании включать в форму заказа автотранспортные услуги, выполняемые ОАО «ТрансКонтейнер». ОАО «ТрансКонтейнер», полагая, что указанное решение антимонопольного органа и вынесенное на его основе предписание не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с настоящим заявлением. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.09.2009 по делу № А75-6565/2009 требования Общества удовлетворены. Означенное решение обжалуется антимонопольным органом в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Как было указано выше, антимонопольный орган признал действия Общества, выразившиеся в отказе ООО «Симекс» и ООО «Лемби» в выдаче большегрузных контейнеров, свидетельствующими о злоупотреблении Обществом своим доминирующим положением на рынке, путем навязывания указанным организациям невыгодных условий договоров. Суд первой инстанции решение и предписание антимонопольного органа признал недействительными, указав на недоказанность выводов антимонопольного органа. Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы Управления о нарушении ОАО «ТрансКонтейнер» антимонопольного законодательства являются необоснованными. При этом апелляционный суд исходит из следующих норм права и обстоятельств дела. В соответствии со статьями 1 и 3 Закона № 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения – отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ). Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Следовательно, для установления факта наличия в действиях определенного лица признаков злоупотребления доминирующим положением, прежде всего, необходимо определить, занимает ли лицо доминирующее положение на определенном товарном рынке. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009 по делу n А75-4141/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|