Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2008 по делу n А75-1203/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 02 июня 2008 года Дело № А75-1203/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2008 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шиндлер Н.А. судей Рыжиков О.Ю., Сидоренко О.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2022/2008) Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 19.03.2008 по делу № А75-1203/2008 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Березовский район к Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным и отмене постановления № 11 от 31.01.2008, при участии в судебном заседании представителей: от Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – не явился, извещен; от муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Березовский район - не явился, извещен; УСТАНОВИЛ:
Решением от 19.03.2008 по делу А75-1203/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа частично удовлетворил требование муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Березовский район (далее – МУП ЖКХ МО Березовский район, предприятие). Суд признал частично незаконным и изменил постановление № 11 от 31.01.2008 Березовского отдела охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности, податель жалобы) о назначении административного наказания на основании статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), снизив размер штрафа до 20 000 руб. В обоснование решения суд указал, что факт совершения административного правонарушения предприятием подтвержден представленными в дело документами, однако, Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности не представлены доказательства в обоснование правомерности оспариваемого постановления в части размере штрафа – 50 000 руб. Судом не установлено наличие перечисленных в статье 4.3 КоАП отягчающих ответственность обстоятельств, поэтому штраф снижен до минимального размера согласно статье 8.1 КоАП – 20 000 руб. Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части изменения размере штрафа. При этом податель жалобы ссылается на то, что размер штрафа обусловлен наличием отягчающего административную ответственность обстоятельства – продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его. МУП ЖКХ МО Березовский район согласно письменному отзыву, представленному в суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции нет. До начала судебного заседания от Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя Департамента. Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв установил следующие обстоятельства. 15.01.2008 прокурором Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении МУП ЖКХ МО Березовский район по факту правонарушения по статье 8.1 КоАП (лист дела 60-62). В постановлении зафиксировано, что при эксплуатации полигона ТБО не ведётся производственный контроль состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона; в связи с отсутствием такого контроля экологическая информация о влиянии полигона ТБО на окружающую среду в органы, осуществляющие государственный экологический контроль, не представляется. В тёмное время суток из-за отсутствия освещения на территории полигона контроль за составом поступающих отходов невозможен, что является нарушением пункта 2.3 СП 2.1.7.1038-01. В нарушение пункта 5.6 СП 2.1.7.1038-01 МУП ЖКХ МО Березовский район не производится осмотр территории санитарно - охранной зоны полигона ТБО, а уборка прилегающей территории осуществляется только у въезда на полигон. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15.01.2008 направлено в соответствии со статьей 23.29 КоАП начальнику Березовского отдела Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа. 31.01.2008 по результатам проверки должностным лицом Березовского отдела охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты - Мансийского автономного округа - Югры вынесено постановление № 11 о привлечении МУП ЖКХ МО Березовский район к административной ответственности на основании статьи 8.1 КоАП в виде штрафа в сумме 50 000 руб. Не согласившись с постановлением административного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене. Решением от 19.03.2008 по делу А75-1203/2008 суд признал частично незаконным и изменил постановление № 11 от 31.01.2008, снизив размер штрафа до 20 000 руб. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. Согласно статье 8.1 КоАП несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. В оспариваемом постановлении предприятие привлечено к административной ответственности за нарушение статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», пункту 1 статьи 34, статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16. Согласно статье 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране природной среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В силу пункта 4 статьи 15 Закона об охране окружающей среды юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей природной среды. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов закреплены в статье 39 указанного выше закона. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды). Нарушение пунктов 2.3 и 5.6 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» выразилось в том, что в темное время суток из-за отсутствия освещения на территории полигона контроль за составом поступающих отходов невозможен, и в том, что МУП ЖКХ МО Березовский район не производится осмотр территории санитарно - охранной зоны полигона ТБО, а уборка прилегающей территории осуществляется только у въезда на полигон. Таким образом, факт правонарушения указанных выше норм подтверждается материалами дела (акт проверки № 158 – лист дела 9-11, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15.01.2008 – лист дела 60-62) и не оспаривается предприятием. Согласно объяснениям Стройкина О.С. (главный инженер МУП ЖКХ МО Березовский район) нарушения природоохранного законодательства имеются, однако, отсутствие освещения не зависит от предприятия, которое неоднократно обращалось в администрацию Березовского района по поводу электрификации и ограждения колючей проволокой территории полигона; уборка проводится в весенне-леьний период в полном объеме, зимой невозможно проводить уборку в связи с природными условиями (лист дела 63-64). В исковом заявлении указано, что обнаруженные нарушения не являются нарушением предприятия, так как первая очередь полигона ТБО сдана в эксплуатацию не в соответствии с проектом полигона. Судом первой инстанции отмечено: отсутствие производственного контроля состояния подземных и поверхностных вод МУП ЖКХ МО Березовский район подтверждается поздним заключением договора № 42 - хм от 06.02.2008 на проведение мониторинга на полигоне ТБО (отбор проб и химического анализа почвы, подземной воды и атмосферного воздуха) и договора № 43 - хм от 06.02.2008 на проведение измерений промышленных выбросов (лист дела 35-36, 40-41). Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МУП ЖКХ МО Березовский район состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП. При этом судом правомерно указано на отсутствие доказательств правомерности оспариваемого постановления в части размера штрафа 50 000 руб. Статьей 8.1 КоАП за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются статьей 4.3 КоАП: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; 4) совершение административного правонарушения группой лиц; 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности в апелляционной жалобе ссылается на то, что размер штрафа обусловлен наличием отягчающего административную ответственность обстоятельства – продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его (имеется в виду обязательное предписание № 140 от 27.11.2006). В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2008 по делу n А46-2784/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|