Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу n А81-2831/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 25 ноября 2009 года Дело № А81-2831/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рыжикова О.Ю. судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П. при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7479/2009) Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.09.2009 по делу № А81-2831/2009 (судья Садретинова Н.М.), по заявлению Службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу 3-е лицо общество с ограниченной ответственностью "Газпромэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург", о признании недействительным решения Управления от 24.04.2009 № 03-01/24-2009 и предписания от 08.05.2009 № ОП/1777, при участии в судебном заседании представителей: от Службы по тарифам ЯНАО – Яцыной О.В. (паспорт серия 7408 № 651790 выдан 16.05.2008, доверенность № 16 от 15.09.2009 сроком действия до 16.09.2010); от ООО «Газпром добыча Ямбург» - Аттин Д.Г. (паспорт серия 7401 № 204636 выдан 19.03.2002, доверенность № 1/01-13/2286 от 01.04.2009 сроком действия до 31.12.2009); от УФАС по ЯНАО - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; от ООО «Газпромэнерго» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, установил: Решением от 15.09.2009 по делу № А81-2831/2009 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил требования Службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Службы по тарифам ЯНАО), признал недействительными решение от 24.04.2009 № 03-01/24-2009 (исх. № ОП/1776 от 08.05.2009) и предписание от 24.04.2009 № 03-01/24-2009 (исх. № ОП/1777 от 08.05.2009). В обоснование принято судебного акта суд первой инстанции указал на недоказанность антимонопольным органом обоснованности принятого решения. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, в частности им не учтено, что до реструктуризации тарифы были назначены для всех равнозначными. Суд необоснованно сделал вывод о том, что отсутствие обоснования со стороны службы по тарифам не свидетельствует о том, что они экономически необоснованны, так как он противоречит п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30. Служба по тарифам и ООО «Газпром энерго» в отзывах на апелляционную жалобу с ее доводами не соглашаются, считают их необоснованными, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. ООО «Газпром добыча Ямбург» в отзыве на апелляционную жалобу поддержал ее доводы, считает решение незаконным и подлежащим отмене, а в удовлетворении требований надлежит отказать. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса судебное заседание проведено в отсутствие Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу и ООО «Газпром энерго», надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу. Представитель Службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа с доводами апелляционной жалобы не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представитель ООО «Газпром добыча Ямбург» поддержал требования, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, оставить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 апреля 2009 года № 03-01/24-2009 и предписание от 08.05.2009 №ОП/1777 в силе. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление ООО «Газпром добыча Ямбург» на действия Службы по тарифам ЯНАО. Так, по утверждению ООО «Газпром добыча Ямбург» Службой по тарифам ЯНАО созданы дискриминационные условия доступа на товарный рынок тепловой энергии, рынки услуг систем водоснабжения и водоотведения на территории Ямбургского НГКМ МО Надымский район и Заполярного НГКМ МО Тазовский район по услугам, оказываемым Новоуренгойским филиалом ООО «Газпром энерго». В результате действий Службы по тарифам ЯНАО ООО «Газпром добыча Ямбург» поставлено в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на указанной территории и вынуждено покупать тепловую энергию по тарифам в - 1,93 раза выше, чем остальные потребители, услуги водоснабжения в -3,97 раза выше, по водоотведению в - 2,38 раза выше. В ходе проведенной антимонопольной службой проверки указанного выше факта, исходя из предоставленных представителями Службы по тарифам ЯНАО расчетов тарифов на тепловую энергию, на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Газпром энерго» и отпускаемые потребителям в 2007, 2008, 2009 годах, ответчик пришел к выводу, что ООО «Газпром добыча Ямбург» оплачивает услуги ООО «Газпром энерго» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами выше полной себестоимости оказываемых услуг, что влечет за собой дополнительные расходы на протяжении длительного периода времени и ведет к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом и ущемлению его интересов. В частности: себестоимость теплоэнергии, вырабатываемой ООО «Газпром энерго» и отпускаемой потребителям в прогнозе на 2009 год, составляет 3820 руб./Гкал. (тариф для ООО «Газпром добыча Ямбург» приказом Службы по тарифам ЯНАО от 22.10.2008 № 185-т установлен 3972 руб./Гкал.); себестоимость услуг систем водоснабжения, оказываемых ООО «Газпром энерго» в прогнозе на 2009 год, составляет 694,40 руб./м. куб. (тариф для ООО «Газпром добыча Ямбург» приказом Службы по тарифам от 22.10.2008 № 186-т установлен 818,55 руб./м.куб); себестоимость услуг систем водоотведения, оказываемых ООО «Газпром энерго» в прогнозе на 2009 год, составляет 464,88 руб./м. куб. (тариф для ООО «Газпром добыча Ямбург» приказом Службы по тарифам от 22.10.2008 № 187-т установлен 482,47 руб./м.куб). По мнению антимонопольного органа в рассматриваемом случае речь идет о предоставлении преимуществ группе хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в тех же географических границах, что и ООО «Газпром добыча Ямбург», но имеющих возможность приобретать у ООО «Газпром энерго» коммунальные услуги по стоимости значительно более низкой, нежели ООО «Газпром добыча Ямбург». Результатом действий Службы по тарифам ЯНАО явилось создание отдельным хозяйствующим субъектам благоприятного режима их деятельности и необоснованное препятствование деятельности отдельному хозяйствующему субъекту. 24 апреля 2009 года Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу по результатам проверки вынесло решение №03-01/24-2009, которым признала Службу по тарифам ЯНАО нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания дискриминационных условий для осуществления хозяйственной деятельности ООО «Газпром добыча Ямбург». 24 апреля 2009 года Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу на основании решения №03-01/24-2009 выдала Службе по тарифам ЯНАО предписание №03-01/24-2009, в соответствии с которым Службе по тарифам ЯНАО предписано прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности отдельного хозяйствующего субъекта и в этих целях предписано отменить приказы Службы по тарифам ЯНАО от 22.10.2008 №185-т, от 22.10.2008 №186-т, от 22.10.2008 года №187-т, устанавливающие различные тарифы на тепловую энергию, на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Газпром энерго» и отпускаемые потребителям на Ямбургском НГКМ МО Надымский район и Заполярного НГКМ МО Тазовский район; пересмотреть и установить тарифы на отпуск тепловой энергии, на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Газпром энерго» и отпускаемые потребителям на Ямбургском НГКМ МО Надымский район и Заполярного НГКМ МО Тазовский район, исключив необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар и обеспечив равный доступ хозяйствующих субъектов к услугам коммунального комплекса, о выполнении предписания сообщить в установленные в нем сроки. Служба по тарифам ЯНАО, не согласившись с вынесенным в отношении него решением и выданным ему предписанием, оспорила их в арбитражный суд, предъявив соответствующее заявление. 15.09.2009 Арбитражным судом ЯНАО принято обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 14.04.1995 №41-ФЗ). Из содержания ст. ст. 1, 2, 4 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» следует, что тарифы на электрическую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию. Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. Статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ определено понятие потребителя как физического или юридического лица, осуществляющего пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью). Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и их предельных уровней. Статьей 5 Закона №41-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке. Статья 4 Закона № 41-ФЗ предусматривает, что при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы, в том числе обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. В силу статьи 6 Закона № 41-ФЗ регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Судом первой инстанции из приведенных норм правомерно установлено, что тарифы на тепловую энергию, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны быть экономически обоснованными и определяться с учетом затрат этих организаций на производство и передачу тепловой энергии. Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляет Служба по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, которая является исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа (Положение о Службе по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденное Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 марта 2006 г. № 83-А). При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу n А75-3084/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|