Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу n А45-10775/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А45-10775/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25  сентября 2015 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ходыревой Л.Е.,

судей:     Павлюк Т.В., Скачковой О.А.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Горбачевой  А.Г. с применением средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя  Ожогин М.А. по доверенности от 02.03.2015

от заинтересованного лица   Королева В.В. по доверенности от 03.03.2015

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 03 августа 2015 года по делу № А45-10775/2015 (судья В.А. Полякова)

по заявлению федерального государственного унитарного предприятия Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации в лице филиала Аэронавигация Восточной Сибири (125993, г. Москва, Ленинградский проспект, 37/7; 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 98)

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу (630091, г.Новосибирск, Красный проспект, 44)

о признании недействительным пунктов предписания,

 

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации в лице филиала Аэронавигация Восточной Сибири (далее – предприятие, заявитель, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу (далее – Управление, Ространснадзор) о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 предписания от 23.04.2015 г. № 2015.03-10.16ТБ.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03 августа 2015 года требование заявителя удовлетворено. Пункты 2, 3, 4 предписания от 23.04.2015 г. № 2015.03-10.16ТБ признаны недействительными.

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов апеллянт ссылается то, что возможность реализации мер, предусмотренных пп.5.26.1, 5.26.2, 18.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №40, не зависит от наличия утвержденного Плана обеспечения транспортной безопасности. Субъект транспортной инфраструктуры обязан непрерывно выполнять установленные законодательством мероприятия по обеспечению транспортной безопасности вне зависимости от наличия результатов оценки уязвимости ОТИ и плана обеспечения транспортной безопасности.

Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Представитель ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением от 26.03.2015 г. № 167-р Управления, Восточно-Сибирским территориальным отделом Ространснадзора в период с 13.04.2015 г. по 23.04.2015 г. проведена плановая проверка в отношении Братского центра ОВД Филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

По результатам данной проверки Ространснадзором составлен акт проверки № 2015-167 от 23.04.2015 г. Братского центра ОВД Филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Кроме того, в отношении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выдано предписание серии ЗС №2015.03-10.16 ТБ от 23.04.2015 г.

Указанным предписанием заявителю вменяются следующие нарушения: 2. В нарушение п. 5.26.1 Требования ТБ на ВТ не установлены конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ). 3. В нарушение п. 5.26.2 Требования ТБ на ВТ не установлены конфигурация и границы территории ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее -зоны транспортной безопасности). 4. В нарушение п. 18.5 Требований ТБ на ВТ отсутствует схема размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, и технологический сектор зоны транспортной безопасности, у всех проходящих, проезжающих (перемещающихся) в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов.

Полагая, что данные пункты предписания являются незаконными и необоснованными, нарушающим права и законные интересы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая судебный акт об удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что возложение на ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» обязанности по выполнению пунктов 5.26.1, 5.26.2, 18.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утверждённых Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 40, в отсутствие утверждённых компетентным органом результатов оценки степени уязвимости и плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры преждевременно, а соответствующие пункты предписания являются заведомо невыполнимыми для заявителя.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Диспетчерский пункт Вышка аэропорта Братск внесён в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств 19.05.2014 г., эксплуатируется ФГУП Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации, реестровый номер 0000528, категория № 4.

Согласно статье 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности (в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Во исполнение указанной выше нормы приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. № 41 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Предприятию вменены нарушения пунктов 5.26.1; 5.26.2; 18.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности.

В соответствии с пунктом 5.26 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности: конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ или ТС) (п. 5.26.1); конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зона транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС (п. 5.26.2).

В нарушение п. 5.26.1 Требования ТБ на ВТ не установлены конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается. В нарушение п. 5.26.2 Требования ТБ на ВТ не установлены конфигурация и границы территории ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты). В нарушение п. 18.5 Требований ТБ на ВТ отсутствует схема размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, и технологический сектор зоны транспортной безопасности, у всех проходящих, проезжающих (перемещающихся) в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов.

В силу пункта 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры.

Кроме того, пунктом 18.5 Требований установлено, что субъект транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры четвёртой категории обязан обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности, у всех проходящих, проезжающих в зону транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры физических лиц и материальных объектов.

При оценке перечисленных в предписании пунктов суд пришёл к выводу о том, что указанные в этих пунктах требования с учётом фактических обстоятельств в установленный в предписании срок (до 01.07.2015 г.) являются заведомо невыполнимыми для ФГУП Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации в лице филиала Аэронавигация Восточной Сибири.

Из системного толкования положений Федерального закона «О транспортной безопасности» и Требований по обеспечению транспортной безопасности следует, что зоны транспортной безопасности, а также критических элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются при проведении оценки степени уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и в последующем подлежат отражению в планах обеспечения транспортной безопасности.

Изменить конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности, её перевозочного и технологического секторов и критических элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов субъект транспортной инфраструктуры вправе лишь после завершения дополнительной оценки уязвимости и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности, учитывающих такие изменения (пункт 5.27 Требований).

Таким образом, выполнению указанных в пунктах 2, 3, 4 предписания мероприятий предшествуют мероприятия по оценке степени уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработке плана обеспечения транспортной безопасности.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждён Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 № 87.

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждён Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждённый Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 № 87, предусматривает, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищённости объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В ходе проведения оценки уязвимости осуществляется изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу n А03-7694/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также