Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу n А67-2783/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                               Дело № А67-2783/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Полосина А.Л.,

судей: Марченко Н.В., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В. с использованием средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя: Семигук А.К. по доверенности от 12.11.2014 года (сроком по 31.12.2017 года)

от заинтересованного лица: без участия (извещено)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области

на решение Арбитражного суда Томской области

от 15 июля 2015 года по делу № А67-2783/2015 (судья А.Н.Гапон)

по заявлению ОАО «Томскгазпром» (ОГРН 1027000905140 ИНН 7019035722, 634009 г. Томск ул.Б.Подгорная,73)

к Департаменту лесного хозяйства Томской области (ОГРН 1127017029347 ИНН 7017317947, 634041 г. Томск пр.Кирова,41)

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду лесных участков, оформленного в письме №74-06-2510 от 14.04.2015г., обязании предоставить в аренду лесные участки,

 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Томскгазпром» (далее по тексту  – ОАО «Томскгазпром», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Томской области (далее по тексту – Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду лесных участков, оформленного в письме №74-06-2510 от 14.04.2015 года, обязании предоставить в аренду лесные участки.

Решением Арбитражного суда Томской области от 15 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым по делу решением, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции от 15.07.2015 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

По мнению апеллянта, основания для отказа в предоставлении лесных участков, установленные пунктом 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имелись, заявитель в соответствии с подпунктом «в» пункта 20 Порядка не обосновал цели, вид и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду с учетом указанного им вида использования лесов, следовательно, подал заявление с нарушением требований, установленных Порядком (подпункт «б» пункта 23 Порядка).

Более подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.

Заявитель в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Департамента не подлежащей удовлетворению, поскольку в данном случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечило.

На основании части 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела, 19 марта 2015 года ОАО «Томскгазпром» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении лесных участков с кадастровым №70:06:0100026:12812 и №70:06:0100026:12813, расположенных на территории Томской области, Каргасокского района, Каргасокского лесничества, Нюрольского участкового лесничества, в границах квартала №331, выделы 25, 26, общей площадью 2,08 га, в аренду и заключении договора аренды указанных лесных участков, с разрешенным видом использования лесов: выполнение работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых, целью использования: эксплуатация полигона ТБО и подъездной дороги к полигону ТБО (указанные объекты недвижимости принадлежат Заявителю на праве собственности), со сроком аренды на 11 месяцев.

Письмом № 74-06-2510 от 14 апреля 2015 года Департамент отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.

Полагая данное решение незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Томской области с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.

В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).

В соответствии с частью 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

На основании статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

Согласно статье 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 3 Земельного кодекса РФ, статьи 3 Лесного кодекса РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Статьей 9 Лесного кодекса РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно статье 43 Лесного кодекса РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (части 1 и 2).

На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (часть 7 статьи 21 Лесного кодекса РФ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 года № 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее по тексту - Перечень № 849-р).

В пунктах 1 и 2 Перечня № 849-р приведены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры (далее по тексту - объекты), для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.

При этом пункт 1 Перечня № 849-р содержит перечень таких объектов, для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений углеводородного сырья в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, за исключением особо защитных участков лесов.

Пункт 2 определяет перечень объектов (помимо объектов, указанных в пункте 1 Перечня № 849-р) для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов.

Пунктом 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что договоры аренды лесных участков в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых заключаются без проведения аукциона.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 года № 319 утверждены Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка (далее по тексту - Порядок № 319).

В пункте 10 Порядка № 319 предусмотрено, что в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 20 Порядка № 319 в заявлении указываются следующие сведения:

а) полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождении, адрес, реквизиты банковского счета - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного проживания), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты;

б) местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;

в) обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.

Согласно пункту 21 Порядка № 319 к заявлению прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (предоставляется по усмотрению заявителя). Органы государственной власти получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении физического лица; сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе; сведения о наличии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для реконструкции линейных объектов); сведения о наличии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке, - при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу n А67-7835/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также