Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А45-3065/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                      Дело №А45-3065/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 г.

Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2015 г. 

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бородулиной И.И.,

судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: без участия,

от заинтересованного лица: Ужаковой Е.В. по доверенности от 12.01.2015 (по 31.12.2015),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 18 мая 2015 г. по делу № А45-3065/2015 (судья С.В. Тарасова)

по заявлению Публичного акционерного общества «Межтопэнергобанк» (ОГРН 1027739253520, ИНН 7701014396, 630099, г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, 37) 

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 63)

о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,

                                        У С Т А Н О В И Л:

Публичное акционерное общество «Межтопэнергобанк» (далее – банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 03.09.2014 № 06-11/87 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 

Решением от 18.05.2015 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные банком требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Указывает на несоблюдение трехдневного срока установленного пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации для исполнения запроса Инспекции, что является правонарушением, ответственность за которое установлена статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что первичное сообщение о предоставлении запрашиваемой выписки было направлено согласно порядку в ТУ банка России 13.02.2014, в сроки предусмотренные пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует обстоятельствам дела, поскольку первоначально сформированный и направленный банком файл не прошел форматно-логистический контроль, поскольку была допущена ошибка, приведшая к невозможности ее приема налоговым органом, следовательно, инспекция не могла использовать содержащиеся в файле сведения для осуществления мероприятий налогового контроля.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Банк в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу налогового органа не подлежащей удовлетворению.

Банк, участвующий в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.

Суд апелляционной  инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя банка.

Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, 12.02.2014 банком  получен по телекоммуникационным каналам связи запрос налогового органа о предоставлении выписки по операциям на счетах ПАО «ЦНИИОлово» №40702810700001790531, №40702840110001790531, 40702840220001790531, открытых в ПАО «Межтопэнергобанк».

13.02.2014 банком сформирована и направлена выписка в соответствии с порядком представления банками информации по запросам налоговых органов. Сводный архивный файл с ответом был получен МИ ФНС России по ЦОД 13.02.2014.

14.02.2014 МИ ФНС России по ЦОД при произведении обработки и проверки сводного архивного файла обнаружило ошибку форматно-логического контроля, о чем 18.02.2014 известило банк.

В тот же день 18.02.2014 исправленный файл с выпиской был направлен банком в ТУ Банка России.

02.07.2014 налоговым органом составлен акт №06-04/11 об обнаружении налогового правонарушения, выразившегося в не предоставлении банком в установленный срок выписки по операциям на счетах ПАО «ЦНИИОлово» и 03.09.2014 принято решение № 06-11/87, в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление банком в установленный срок выписок по операциям на счетах организации, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

На основании указанного решения Инспекция направила банку требование № 2135 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.10.2014 с предложением уплатить 10 00 рублей в срок до 31.10.2014 .

08.10.2014 банк, не согласившись с решением от 03.09.2014 № 06-11/87, обратился в Управление Федеральной налоговой службы России с жалобой, по результатам рассмотрения которой вынесено решение от 28.11.2014 № 582, согласно которому решение Инспекции оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения в Арбитражный суд новосибирской области с настоящим требованием.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушение формата предоставления сведений, представление неполных сведений, последующее исправление технических ошибок по ранее представленным в налоговый орган сведениям статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены и не могут приравниваться к непредставлению сведений в установленный срок.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и(или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) предусмотрена обязанность кредитных организаций выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

Согласно статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации  непредставление банком справок о наличии счетов в банке и(или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и(или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде исполнения указанных обязанностей о сообщении об остатках денежных средств на счетах с нарушением установленного срока является оконченным по истечении срока, указанного в пункте 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно пункту 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации  формы и форматы предусмотренные настоящим Кодексом  документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России.

Форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС РФ от 15.03.2011 № ММВ-7-2/203@ утвержден Порядок представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно пункту 3 Порядка данный Порядок применяется при представлении в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что Порядок применяется при представлении банками в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи информации по запросам налоговых органов, в частности, выписок по операциям на счетах организаций.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что представление документов налоговых органов в банки (филиалы банков) и представление в налоговые органы документов банков в электронном виде через Банк России осуществляются в соответствии с Положением о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде, утвержденным Банком России 29.12.2010 № 365-П (далее - Положение БР № 365-П), и в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно главе 1 Положения БР № 365-П направление в банки (филиалы банков) и учреждения Банка России поручений и решений налогового органа, направление банками (филиалами банков) и учреждениями Банка России сведений в электронном виде осуществляется через:

- Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД);

- подразделение Банка России, на которое распорядительным документом Банка России возложены полномочия по приему от МИ ФНС России по ЦОД поручений и решений налогового органа в электронном виде, а также по передаче МИ ФНС России по ЦОД сведений в электронном виде (далее - уполномоченное подразделение Банка России);

- территориальное учреждение Банка России (далее - ТУ Банка России).

Направление в банки (филиалы банков) и учреждения Банка России поручений и решений налогового органа, направление банками (филиалами банков) и учреждениями Банка России сведений в электронном виде осуществляется путем обмена электронными сообщениями и(или) пакетами (группами) электронных сообщений.

Для защиты сообщений от несанкционированного доступа используется шифрование, для подтверждения подлинности и контроля целостности сообщений используются коды аутентификации (далее - КА).

При приеме сообщений уполномоченным подразделением Банка России от МИ ФНС России по ЦОД, а также при приеме сообщений ТУ Банка России от банка (филиала банка) проводится проверка КА сообщения.

После завершения проверки КА сообщения уполномоченное подразделение Банка России направляет в МИ ФНС России по ЦОД, а ТУ Банка России направляет банку (филиалу банка) сообщение, содержащее извещение с информацией о положительных либо отрицательных результатах проверки КА сообщения.

МИ ФНС России по ЦОД в случае получения от уполномоченного подразделения Банка России, а банк (филиал банка) в случае получения от ТУ Банка России извещения в электронном виде с информацией об отрицательных результатах проверки КА сообщения, выясняет причину, которая привела к отрицательному результату проверки КА сообщения, и принимает меры по устранению данной причины (при необходимости совместно с уполномоченным подразделением Банка России или ТУ Банка России).

Регламентом взаимодействия налоговых органов, организаций Банка России и банков при направлении в банк, учреждение Банка России электронных документов (версия 1.1._25.10.2011) разработан порядок обработки документов.

Пунктом 4 Регламента предусмотрено направление в налоговый орган электронного документа, сформированного банком (филиалом банка), учреждением Банка России.

В соответствии с пунктом 4.1 Банк (филиал банка), учреждение Банка России после исполнения электронного документа (решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, запроса налогового органа), а также после исполнения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, поступившего на бумажном носителе, формирует соответствующий электронный документ банка (филиала банка), учреждения Банка России (справку об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах,

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А45-26839/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также