Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А27-23677/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 27-23677/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2015г. Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2015г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бородулиной И.И. судей Музыкантовой М.Х., Полосина А.Л. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В. с использованием средств аудиозаписи при участии: от заявителя: без участия, от заинтересованного лица: Гредасовой О.А. по доверенности от 01.04.2014 (на 3 года), Крень Ю.С. по доверенности от 23.12.2013 (на 3 года), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод» на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 марта 2015 года по делу № А27-23677/2014 (судья И.А. Новожилова) по заявлению открытого акционерного общества «РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод» (ОГРН 1024201821093, ИНН 4221000535, 654034, г. Новокузнецк, пр. Ферросплавный, 7) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области (ОГРН 1114217002833, ИНН 4217424242, 654041, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 35) о признании недействительными решений от 14.02.2014 № 48; от 22.05.2014 № 250; от 23.06.2014 № 297; незаконными действий по не отражению в карточке расчетов с бюджетом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 г.; обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога в размере 44 066 807 рублей и отразить в карточке расчетов сумму переплаты в размере 44 066 807 рублей, У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод» (далее – общество, ОАО «РУСАЛ Новокузнецк») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 14.02.2014 № 48; от 22.05.2014 № 250; от 23.06.2014 № 297 об отказе осуществления зачета (возврата) излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в сумме 44 066 807 рублей; незаконным бездействия, выразившегося в не отражении данных уточненной налоговой декларации № 1 по земельному налогу за 2009 год в карточке расчета с бюджетом; обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения прав заявителя (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ). Решением от 10.03.2015 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленного требования отказано. В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие выводов изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленное требование. Доводы жалобы мотивированы тем, что налоговый орган, не закончив камеральную проверку, не обладая сведениями о наличии или отсутствии переплаты по налогу (не имея оснований для вынесения решения) вынес решение от 14.02.2014 № 48 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченного налога. Указывает, что в письме ФНС России от 12.12.2006 №ЧД-6-25-1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)» разъясняется порядок применения недействующих норм, таким образом, вывод суда об отсутствии у Инспекции обязанности по отражению в карточке расчетов с бюджетом сведений по уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год незаконен. Ссылается на то, что по итогам камеральной проверки Инспекция акт проверки не составляла, решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности не принимала, в ходе проверки нарушений налогоплательщиком законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в частности занижения налога в связи с занижением налоговой базы, указанной в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, не выявлено. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе. В отзыве Инспекция просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как соответствующее действующему законодательству, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали каждый свои доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее. В порядке статьи 158 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 17.07.2015. На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ определением от 16.07.2015 произведена замена судьи Марченко Н.В. на судью Музыкантову М.Х., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала. После отложения судебное заседание продолжено при участии представителей Инспекции, поддержавших позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания после отложения, явку своего представителя не обеспечило, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие его представителя. Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.01.2014 ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» по телекоммуникационным каналам связи представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год с суммой налога, исчисленной к уменьшению 44 066 807 рублей. 28.01.2014 ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» в налоговый орган было подано заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в сумме 44 066 807 рублей. 14.02.2014 по результатам рассмотрения указанного заявления налоговым органом было принято решение № 48 об отказе в осуществлении зачета (возврата), в котором сообщалось, что в настоящий момент в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса российской Федерации в отношении общества проводится камеральная проверка, в связи с чем, Инспекция предлагает представить заявление на зачет/возврат излишне уплаченной суммы налога по окончании данной проверки. 12.05.2014 ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» повторно обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в сумме 44 066 807 рублей, по результатам рассмотрения которого Инспекцией принято решение от 22.05.2014 № 250 об отказе в осуществлении зачета (возврата), в связи с тем, что заявление на зачет/возврат излишне уплаченной суммы налога подано налогоплательщиком по истечении трехлетнего срока со дня уплаты налога. 06.06.2014 общество обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете сумы излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в счет будущих платежей. 23.06.2014 налоговый орган вынес решение № 297 об отказе в осуществлении зачета (возврата), мотивированное тем, что заявление на зачет/возврат излишне уплаченной суммы налога подано налогоплательщиком по истечении трехлетнего срока со дня уплаты налога и принята налоговым органом в ветку «реестр деклараций не подлежащие обработке», в связи с этим переплата по земельному налогу в сумме 44 066 807 рублей отсутствует в лицевой карточке налогоплательщика. Не согласившись с указанными решениями ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» обжаловало их в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган. Согласно ответам Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 23.09.2014 № 07-10/13417, от 18.11.2014 № 07-10/16483 апелляционные жалобы ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» оставлены без удовлетворения. ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» полагая, что вышеуказанные решения и бездействие налогового органа не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего. Исходя из смысла положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В соответствии со статьей 137 и пунктом 1 статьи 138 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать в суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Пунктом 1 статьи 32 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога и сбора установлен статьей 78 НК РФ. Пунктом 11 Информационного письма от 22.12.2005 № 98 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ (соответствует пункту 6 статьи 78 действующей редакции Кодекса), начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ. В абзаце втором пункта 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Как следует из материалов дела, декларация по земельному налогу за 2009 год представлена обществом в налоговый орган 17.01.2014, следовательно, срок окончания камеральной проверки уточненной декларации представленной обществом – 17.04.2014. Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что ссылка суда на пункт 11 Информационного письма от 22.12.2005 № 98 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации некорректна, налоговый орган, не закончив камеральную проверку, не обладая сведениями о наличии или отсутствии переплаты по налогу (не имея оснований для вынесения решения) вынес решение от 14.02.2014 № 48 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченного налога, отклоняются судом апелляционной инстанции. Как верно отмечено судом первой инстанции, заявление о возврате земельного налога подано налогоплательщиком 28.01.2014 до окончания камеральной проверки уточненной налоговой декларации. В связи с этим установление факта излишней уплаты налога могло быть осуществлено налоговым органом только в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу пункта 2 статьи 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. На момент обращения общества в Инспекцию с заявлением о возврате и принятия налоговым органом решения от 14.02.2014 № 48 срок для проведения камеральной проверки не истек, следовательно, у налогового органа имелись законные основания для отказа налогоплательщику в осуществлении зачета (возврата). После окончания камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год общество повторно обратилось с заявлением от 12.05.2014 о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога за 2009 год, по результатам рассмотрения которого налоговым органом принято решение от 22.05.2014 № 250 об отказе в осуществлении зачета (возврата), мотивированное тем, что заявление о зачете/ возврате суммы излишне уплаченного налога подано по истечении 3-х лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ). В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 7 статьи 78 НК РФ). Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 78 НК РФ). Таким образом, общество имело право обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне оплаченного земельного налога до 10.02.2013 (три года с момента уплаты налога). Поскольку первоначально заявитель обратился в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога 28.01.2014, с пропуском трехлетнего срока, предусмотренного Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А03-88/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|