Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу n А67-678/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А67-678/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2015 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего  Ждановой Л.И.

судей: Кудряшевой Е.В., Шатохиной Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матыскиной В.В.,

при участии:

от истца: без участия (извещен),

от ответчика: Ровенская М.В., доверенность от 22.11.2012, Курбетьева М.П., доверенность от 23.11.2014,

от третьего лица: Духанина Т.В., доверенность от 06.10.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента городского хозяйства администрации Города Томска (07АП-5777/2015) на решение Арбитражного суда Томской области от 06.05.2015 по делу № А67-678/2015 (судья Пирогов М.В.)

по иску муниципального образования «Город Томск» в лице департамента городского хозяйства администрации Города Томска (ИНН 7017001911, ОГРН 1027000908440)

к обществу с ограниченной ответственностью «Горсети» (ИНН 7017081040, ОГРН 1037000158513),

третье лицо: департамент финансов администрации Города Томска (ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511),

о взыскании 9 652 732 руб. 12 коп.,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное образование «Город Томск» в лице департамента городского хозяйства администрации Города Томска (далее - муниципальное образование, департамент городского хозяйства) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Горсети» (далее - ООО «Горсети», общество) о взыскании 9 652 732 руб. 12 коп. - неосновательного обогащения в размере субсидии, неправомерно полученной ответчиком в рамках договора № 06/13 о предоставлении субсидии от 01.02.2013 (РГ-А-360 0503.6000100810.242).

К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен департамент финансов администрации города Томска (далее – департамент финансов).

Решением Арбитражного суда Томской области от 06.05.2015 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением, департамент городского хозяйства в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование подателем указаны следующие обстоятельства. Судом не принято во внимание, что сотрудники, виновные в неправомерном предоставлении средств субсидии, наказаны, департамент финансов является органом финансового контроля, правомочным на проведение аналогичных проверок. Выявленные в ходе проведенной в 2014 году проверки нарушения, отраженные в акте от 28.08.2014, должны быть приняты во внимание. Кроме того, суд не дал надлежащую оценку доводам истца относительно того, что в ответ на претензию департамента ООО «Горсети» 22.10.2014 представило дополнительный пакет документов, подтверждающий понесенные затраты. Данный факт подтверждает признание ответчиком того, что до предоставления субсидии им был предоставлен неполный пакет документов, не подтверждающий в полной мере понесенные расходы, в связи с чем не представилось возможным оценить обоснованность затрат. Судом не применен пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

ООО «Горсети» в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее законодательству.

В отзыве третье лицо поддержало позицию истца.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.

На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивали на оставлении решения суда без изменения. Представитель третьего лица поддержал правовую позицию, изложенную в своем отзыве.

Изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Города Томска от 25.12.2012 № 1579 утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», на возмещение затрат, связанных с оказанием данного вида услуг (далее - Порядок предоставления субсидии), определяющий критерии отбора, конкретные условия, порядок предоставления и порядок возврата субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», на возмещение затрат, связанных с оказанием данного вида услуг (далее - субсидия), в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении (пункт 1 Порядка предоставления субсидии) (л.д. 10-12, т. 1).

С учетом перечня документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии ответчик - ООО «Горсети» 28.01.2013 г. обратился в Департамент городского хозяйства администрации Города Томска с заявлением и документами согласно утвержденному перечню (письмо исх. № 261 от 28.01.2013 г., л.д. 93-94, т. 1).

Согласно приложенной к письму смете расходов на оказание услуг по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в период с 01.01.2013 по 31.01.2013 сумма возмещения составила 9 700 000 руб. (л.д. 94, т. 1).

Впоследствии на основании заявления ООО «Горсети» от 31.01.2013 исх. № 378/1 о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением деятельности по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в 2013 году в сумме 9 700 000 руб. с приложением отчета о фактических затратах предприятия, связанных с организацией освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в период с 01.01.2013 по 31.01.2013 на 209 листах (л.д. 96, т. 1) сторонами был подписан акт приема-передачи работ (услуг) № 00000820 от 31.01.2013 на возмещение затрат, связанных с деятельностью по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» (субсидия по договору № 06/13 от 01.02.2013) за период с 01.01.2013 по 31.01.2013 на сумму 9 700 000 руб. (л.д. 18, 95, т. 1), на оплату акта выставлена счет-фактура (л.д. 17, т. 1).

Между департаментом городского хозяйства (департамент) и ООО «Горсети» (организация) с учетом заявления ООО «Горсети» от 31.01.2013 № 378/1, заключен договор № 06/13 о предоставлении субсидии от 01.02.2013 (далее - договор, л.д. 13-15, т. 1), в соответствии с которым департамент предоставляет организации средства бюджета муниципального образования «Город Томск» в форме субсидии в целях возмещения понесенных затрат, связанных с организацией освещения улиц муниципального образования «Город Томск» (далее по тексту - субсидия) (пункт 1.1 договора).

Согласно пункту 1.2 договора средства субсидии предоставляются на возмещение понесенных организацией затрат, связанных с организацией освещения улиц муниципального образования «Город Томск», и подтвержденных следующими документами, содержащимися и приложении к настоящему договору: смета расходов, связанных с оказанием неопределенному кругу юридических и физических лиц услуг по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», в период с 01.01.2013 по 31.01.2013, документы, подтверждающие наличие у организации затрат в связи оказанием неопределенному кругу юридических и физических лиц услуг по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск».

Размер субсидии, предоставляемой организации в соответствии с пунктом 1.1 договора, составляет 9 700 000 руб. (пункт 2.1 договора).

Согласно пункту 2.2 договора субсидия была предоставлена ответчику в безналичной форме путем перечисления на расчетный счет ООО «Горсети» платежным поручением № 38868 от 22.02.2013 г. (л.д. 19, т. 1). Источником финансирования субсидии являются средства бюджета муниципального образования «Город Томск», предусмотренные решением Думы Города Томска от 11.12.2012 № 560 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов» (пункт 2.3 договора).

Договор согласно пункту 5.1 вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.

Пунктом 7.1 предусмотрено, что за предоставлением средств субсидии осуществляется финансовый контроль в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ и законодательством, регулирующем деятельность контрольно-счетных органов муниципальных образований, Департаментом, Департаментом финансов администрации Города Томска и Счетной палатой Города Томска.

При этом департамент имеет право: требовать от организации предоставления информации и документов, необходимых для осуществления контроля за исполнением организацией обязательств, предусмотренных договором (пункт 3.2.1 договора), а в случае выявления фактов нарушения организацией условий договора, а также в случае выявления департаментом нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии, направить организации уведомление о возврате в бюджет муниципального образования «Город Томск» суммы предоставленной субсидии и о расторжении в одностороннем порядке настоящего договора (пункт 3.2.2 договора).

Пунктами 3.3.1, 4.1 договора предусмотрена обязанность организации возвратить средства перечисленной субсидии в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления департамента в следующих случаях установления департаментом нарушений условий предоставлена субсидии - в сумме предоставленной субсидии, а также в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору - в сумме предоставленной субсидии. В случае невыполнения организацией требования о возврате средств предоставленной субсидии она подлежит взысканию в судебном порядке (пункт 4.3 договора).

В мае 2014 года в целях исполнения плана контрольных мероприятий на 2014 год, утверждённого распоряжением администрации Города Томска от 30.12.2013 № р1353, проведена проверка в департаменте городского хозяйства администрации Города Томска (далее - департамент) по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», на возмещение затрат, связанных с оказанием данного вида услуг в 2013 году (л.д. 20-27, т. 1).

По результатам указанной проверки сделан вывод, что ООО «Горсети» не соблюдены требования Порядка предоставления субсидии и условий договора о предоставлении субсидии от 01.02.2013 № 06/13 в части предоставления документов, обосновывающих размер требуемых средств и подтверждающих наличие затрат, понесённых в связи с организацией освещения улиц г. Томска, а именно: документально не подтверждено наличие затрат, связанных с осуществлением деятельности по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», предъявленных ООО «Горсети» к возмещению на общую сумму 5 062 989 руб. 42 коп.; не представилось возможным определить достоверность предъявленных сметой расходов к возмещению затрат, связанных с осуществлением деятельности по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» на общую сумму 4 589 742 руб. 70 коп., в связи с отсутствием документального подтверждения определения процентного значения доли расходов по виду деятельности «Услуги наружного освещения улиц муниципального образования «Город Томск».

В заключении по итогам проверки указано, что цель субсидии на организацию освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в 2013 году соблюдена -работы по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в период с 01.01.2013 по 31.01.2013, а также по организации праздничного освещения улиц выполнены (акт проверки от 28.08.2014).

На основании акта проверки департамента городского хозяйства от 28.08.2014 по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», на возмещение затрат, связанных с оказанием данного вида услуг, в 2013 году департаментом финансов в адрес департамента городского хозяйства направлены представление от 01.10.2014 № 06-07/1872 с предложением обеспечить соблюдение требований муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми предоставляются субсидии юридическим лицам, а также предписание от 01.10.2014 № 06-07/1871 об устранении нарушений, а именно в том числе принятии мер к возврату субсидии по договору от 01.02.2013 № 06/13 в размере 9 652 732 руб. 12 коп. на единый счет бюджета муниципального образования «Город Томск» (л.д. 97-99, т. 1).

С учетом данных обстоятельств истцом в адрес ответчика со ссылкой на данные представление и предписание была направлена претензия от 08.10.2014 № 01-01-01-14/5112 с предложением о возврате субсидии в указанной сумме в десятидневный срок с момента получения претензии (л.д. 28, т. 1).

В ответ на претензию (письмо от 22.10.2014 г. исх. № 4155, л.д. 29-31, т. 1) ООО «Горсети» с требованиями департамента не согласилось, сославшись на то, что ни договором, ни утвержденным порядком предоставления субсидии не установлен конкретный перечень документов, подтверждающих соответствующие затраты.

ООО «Горсети» также указало, что услуги по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в период с 01.01.2013 по 31.01.2013 оказаны ООО «Горсети» в полном объеме и в установленные сроки. Департамент городского хозяйства, как заказчик услуг, претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имел, что подтверждается актом приема-передачи работ (услуг) № 820 от 31.01.2013. Фактические затраты связанные с деятельностью по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск» в указанный период составили 14 502 187 руб. 26 коп.

В подтверждение затрат, понесенных ООО «Горсети» в связи с организацией

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу n А45-24542/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также