Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А67-1214/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-1214/2015 17 июля 2015 года Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2015 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шатохиной Е.Г., судей: Ждановой Л.И., Логачева К.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой М.Л., при участии: от истца: Скурков Д.М. по доверенности от 05.11.2014 (сроком по 31.12.2016), паспорт; от ответчика: без участия (извещен); рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Дорремстрой» (рег. № 07АП-5595/2015) на решение Арбитражного суда Томской области от 14 мая 2015 года (судья Янущик Д.И.) по делу № А67-1214/2015 по иску открытого акционерного общества «Дорремстрой» (ОГРН 1027000877914, ИНН 7017003475) к муниципальному образованию «Город Томск» в лице Департамента капитального строительства администрации Города Томска (ОГРН 1027000862844, ИНН 7017003845) о взыскании 698 976 рублей,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Дорремстрой» (далее – ОАО «Дорремстрой», истец) обратилось 02.03.2015 в Арбитражный суд Томской области к муниципальному образованию «Город Томск» в лице Департамента капитального строительства администрации Города Томска (далее – Департамент, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 689 495,40 рублей суммы обеспечения исполнения контракта, 20 699 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. Исковые требования обоснованы статьей 96 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статьей 395 Гражданского кодекса российской Федерации и мотивированы возникновением у ответчика обязанности по возврату денежной суммы, внесенной в обеспечение исполнения муниципального контракта, поскольку истцом во исполнение обеспечения контракта на всю сумму представлена банковская гарантия. Решением Арбитражного суда Томской области от 14.05.2015 (резолютивная часть объявлена 06.05.2015) в удовлетворении иска отказано. ОАО «Дорремстрой» не согласилось с решением Арбитражного суда Томской области от 14.05.2015, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на неверное толкование судом первой инстанции условий аукционной документации и муниципального контракта, на ошибочность вывода суда об отсутствии в Федеральном законе №44-ФЗ запрета на установление в аукционной документации требований об обеспечении качества товаров, работ, услуг, а также о том, что из условий контракта следует, что ответчиком было установлено два обеспечения. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе. Департамент капитального строительства администрации города Томска представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в котором также считает решение суда от 14.05.2015 законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Томской области от 14.05.2015, арбитражный суд апелляционной инстанции установил. 28.11.2014 Департаментом капитального строительства Администрации города Томска был проведен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту лыжероллерной трассы в г. Томске по ул. Королева. Начальной ценой контракта была определена сумма 45 964 360 рублей. Согласно протоколу № 2097 от 02.12.2014 победителем данного аукциона признано ОАО «Дорремстрой». По результатам электронного аукциона 27.12.2014 между Департаментом (заказчиком) и ОАО «Дорремстрой» (подрядчиком) сторонами заключен муниципальный контракт №2014.383486, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по капитальному ремонту лыжероллерной трассы в г. Томске по ул. Королева, а заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с условиями настоящего контракта. Пунктом 20 документации о проведении аукциона, пунктом 10.1 муниципального контракта установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта: в соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2014 №44-ФЗ заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 13 789 308,00 рублей. Исполнение контракта может обеспечиваться: а) предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2014 №44-ФЗ; б) внесением денежных средств. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно. Платежным поручением №1250 от 15.12.2014 с назначением платежа «обеспечение исполнения контракта №2014.383486 СМР по кап. ремонту лыжероллерной трассы в г. Томске по ул. Королева (обеспечение развития мат. базы зимних видов спорта)» ОАО «Дорремстрой» перечислило Департаменту денежные средства в размере 689 465,40 рублей. 23.12.2014 ОАО «Дорремстрой» была получена и предоставлена ответчику в обеспечение исполнения контракта банковская гарантия №0014849 на сумму 13 789 308,00 рублей. Считая, что поскольку на сумму обеспечения контракта предоставлена банковская гарантия, то перечисленные ранее в обеспечение исполнения контракта денежные средства подлежат возврату, ОАО «Дорремстрой» письмом от 13.01.2015 исх. №1 обратилось к Департаменту с требованием о возврате денежных средств. Департамент письмом от 22.01.2015 №192 отказал ОАО «Дорремстрой» в возврате денежных средств, указав, что в соответствии с муниципальным контрактом подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере 30% на период действия основного обязательства и в размере 5% от общей суммы обеспечения исполнения контракта на период действия гарантийного срока (60 мес.) на выполнение строительно-монтажных работ, в связи с чем, возврат денежных средств в сумме 689 465,40 рублей будет осуществлен по окончанию действия гарантийных обязательств. Полагая отказ Департамента в возврате денежных средств не основанным на нормах действующего законодательства и не соответствующим условиям муниципального контракта, ОАО «Дорремстрой» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что муниципальным контрактом установлены два различных вида обеспечения, а именно: обеспечение исполнения контракта в размере 30% от начальной (максимальной стоимости) цены контракта, предоставляемое банковской гарантией либо денежными средствами на срок до истечения месяца после окончания срока действия контракта и обеспечение качества выполненных работ, предоставляемое денежными средствами на срок действиями гарантийных обязательств в размере 5 % от основного обеспечения, что составляет 689 465, 40 рублей, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом регулируются Федеральным законом №44-ФЗ (статья 1 Федерального закона от 05.04.2014 №44-ФЗ). Согласно части 1 статьи 2 указанного Закона нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Статьей 24 Федерального закона от 05.04.2014 №44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. При этом под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулируется положениями параграфа 2 главы 3 Федерального закона от 05.04.2014 №44-ФЗ, в частности статьями 59 - 71 названного Закона. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2014 №44-ФЗ). В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2014 №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта. Согласно статье 96 Федерального закона от 05.04.2014 №44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3). Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 6). Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 4). Согласно извещению о проведении электронного аукциона и пункту 20 документации об аукционе размер обеспечения исполнения контракта составляет 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 13 789 308 руб. Исполнение контракта может обеспечиваться: предоставление банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям, предъявляемым в соответствии с Федерального закона от 05.04.2014 №44-ФЗ к банковским гарантиям; внесение денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно. В случае обеспечения исполнения контракта банковской гарантией срок действия такой банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Срок действия обеспечения исполнения контракта в виде внесения денежных средств в размере 100 % от общей суммы обеспечения исполнения контракта истекает через месяц после окончания срока действия контракта. Обеспечение в размере 5% от общей суммы обеспечения исполнения контракта в виде внесения денежных средств действует до окончания гарантийного срока, установленного документацией об электронном аукционе (60 мес.). Аналогичные условия зафиксированы и в разделе 10 муниципального контракта. Анализ приведенных норм права, условий аукционной документации и муниципального контракта и имеющихся в материалах дела доказательств позволяет прийти к выводу, что истцом выбран способ обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии. Банковская гарантия предоставлена до заключения муниципального контракта на всю сумму обеспечения, что составляет 30% от суммы контракта или 13 789 308 рублей, срок действия банковской гарантии превышает срок действия контракта на 1 месяц, что соответствует условиям аукционной документации. Представленная истцом банковская гарантия соответствует требованиям статьи Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А27-70/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|