Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А03-24852/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                              Дело № А03-24852/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С.В.

судей Скачковой О. А., Хайкиной С. Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А. М.

с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Черновой М. Н. по дов. от 01.12.2014,

от заинтересованного лица: Чистяковой В. Н. по дов. от 19.05.2015,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дистр» на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.04.2015 по делу № А03-24852/2014» (судья Тэрри Р. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дистр», г. Барнаул, Алтайского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю, г. Барнаул, о признании незаконным бездействия инспекции об отказе в проведении перерасчета налоговых обязательств общества по уплате пени в соответствии с требованием №20517; обязании инспекции провести перерасчет налоговых обязательств по уплате пени, отраженной в требовании №20517; обязании инспекции произвести возврат денежных средств, ошибочно уплаченных в счет погашения задолженности по пени, отраженной в требовании № 20517,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Дистр» (далее – ООО «Дистр», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю (далее – МИФНС № 15 по Алтайскому краю, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия Инспекции,   выразившееся в отказе в возврате излишне уплаченных денежных средств по уплате пени в соответствии с требованием № 20517, отраженном в письме от 26.08.2014 и обязать Инспекцию произвести возврат денежных средств, ошибочно уплаченных в счет погашения задолженности по пени отраженной в требовании № 20517 в размере 329 894,45 руб.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.04.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Дистр» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт.

Как указывает общество, суд неправильно истолковал положения пункта 2 статьи 173 НК РФ и статьи 176 НК РФ.

Кроме того, по мнению апеллянта, судом не учтены положения Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 № Ж-7-1/9@, который регулирует деятельность налоговых органов, и в частности имеет указания на совершение конкретных действий в рассматриваемом деле.

Общество также ссылается на то обстоятельство, что налоговым органом не произведен перерасчет сумм пеней с учетом имеющихся переплат.

Налоговый орган в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.  

Как следует из материалов дела, ООО «Дистр» представлены в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС за следующие периоды: за 3 квартал 2010 года - к возмещению 1 393 594 руб.; 4 квартал 2010 года - к уплате 435 285 руб.; 1 квартал 2011 года - к возмещению 72 427 руб.; 2 квартал 2011 года - к возмещению 1 020 914 руб.; 3 квартал 2011 года - к уплате 1 738 136 руб.; за 4 квартал 2011 года - к возмещению 105 115 руб.; 1 квартал 2012 года - к уплате 651 462 руб.; 2 квартал 2012 года - к возмещению 472 716 руб.; 3 квартал 2012 года - к уплате 101 724 руб.; 4 квартал 2012 года - к уплате 112 702 руб. и 1 квартал 2013 года - к уплате 799 010 руб.

По лицевому счету налогоплательщика образовалась задолженность по уплате НДС в сумме 2 932 827,10 руб., которая не была уплачена, в связи с чем начислены пени - 332 580,49 руб.

Налоговым органом в адрес общества направлено требование № 19614 об уплате налога по состоянию на 05.09.2013 в сумме 2 932 827,10 руб. и требование по состоянию на  04.10.2013 № 20517 об уплате пени по НДС в размере 332 580,49 руб.

Инспекцией в период с 26.08.2013 по 31.10.2013  проведена камеральная налоговая проверка представленных обществом уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость.

В рамках проверки установлено, что в соответствии с уточненными декларациями по НДС за 3 квартал 2010 года, 1, 2, 4 кварталы 2011 года, 2 квартал 2012 года сумма налоговых вычетов превысила сумму налога, в связи с чем налоговым органом были приняты решения: от 26.11.2013 № 828 (за 3 квартал 2010 г.), от 01.11.2013 № 806 (за 1 квартал 2011 г.), от 01.11.2013 № 809 (за 2 квартал 2011 г.), от 28.11.2013 № 830 (за 4 квартал 2011 г.),  от 01.11.2013 № 807 (за 2 квартал 2012 г.) о возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Общая сумма налогового вычета составила 2 963 766 руб.

Между тем, как указывает налогоплательщик, после вынесения решений о возмещении полностью суммы НДС, Инспекцией не был произведен перерасчет суммы задолженности за периоды, указанные в уточненных налоговых декларациях, а также перерасчет пени.

05.08.2014 общество обратилось в Инспекцию с требованием произвести перерасчет пени.

В адрес ООО «Дистр» поступил ответ от 26.08.2014, которым МИФНС № 15 по Алтайскому краю отказывает в перерасчете, поскольку полагает, что основания для перерасчета отсутствуют.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Дистр» в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением: признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в отказе в возврате излишне уплаченных денежных средств по уплате пени в соответствии с требованием № 20517, отраженном в письме от 26.08.2014 и обязать Инспекцию произвести возврат денежных средств, ошибочно уплаченных в счет погашения задолженности по пене, отраженной в требовании № 20517 в размере 329 894,45 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не возврат пени Инспекцией в данном случае соответствует закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Седьмой арбитражный апелляционный суд  поддерживает данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять правомерные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.

Порядок исчисления налога установлен в статье 52 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Согласно статье 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Таким образом, налогоплательщики обязаны исчислять и уплачивать налог в том налоговом периоде, к которому этот налог относится согласно учетным документам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.

При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается предъявленной с нарушением срока.

В силу пункта 4 статьи 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях: 1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени; 2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Из материалов дела следует, что ООО «Дистр» является плательщиком налога на добавленную стоимость - налоговый период по налогу на добавленную стоимость, согласно пункту 1 статьи 163 НК РФ, устанавливается как квартал.

В силу пунктов 1 статьи 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ. По окончании проверки налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (в случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки) (статья 176 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговый орган выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (либо об отказе в привлечении к ответственности) и одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Согласно пункту 5 статьи 176 НК ФР в случае если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам. Решение о зачете (возврате)

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А27-19446/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также