Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу n А45-21794/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                   Дело № А45-21794/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ходыревой Л.Е.,

судей:   Скачковой О.А., Хайкиной С.Н.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи  Лачиновой К.А. с применением средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя без участия (извещен)

от заинтересованного лица Тимошенко И.В. по доверенности от 10.12.2014

от третьих лиц: от ФКУ «Сибуправтодор» Крюкова О.В. по доверенности от 12.01.2015, от Администрации – без участия (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.04.2015 по делу № А45-21794/2014 (судья Рубекина И.А.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Семьянова Андрея Николаевича (ИНН 540701389257, ОГРНИП 312547621900313), г. Новосибирск,

к Администрации Новосибирского района Новосибирской области,

третьи лица: Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства»; Администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области,

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Семьянов Андрей Николаевич (далее – заявитель, ИП Семьянов А.Н.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация), изложенного в письме от 21.03.2014 г. №13699/01-12, об отказе главе крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянову Андрею Николаевичу в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью ориентировочно 200 га - 245 га, расположенного в границах кадастрового квартала 54:19:165001 в южной его части, имеющего адрес ориентира: Новосибирская область Новосибирский район МО Барышевский сельсовет, как несоответствующее нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с учетом уточнения заявления в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.04.2015 года требование заявителя удовлетворено; суд обязал Администрацию повторно рассмотреть заявление от 03.09.2012 №13669.

Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на то, что размер испрашиваемого земельного участка должен соотноситься с числом членов фермерского хозяйства, а не количеством привлеченных работников, в связи с чем Семьянов А.Н., индивидуально ведущий свое хозяйство, неправомерно претендует на земельный участок большой площади. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие намерение предпринимателя осуществлять деятельность в рамках КФХ. Испрашиваемый заявителем земельный участок относится к зоне СХ-1 – зона садоводства и дачного хозяйства, в связи с чем использование его для пчеловодства и сенокошения законом не предусмотрено. Суд необоснованно в своем решении ссылается на судебный акт по делу № А45-15352/2013, поскольку в нем не содержится оценка отказа Администрации в предоставлении земельного участка. Администрация не может повторно рассмотреть заявление предпринимателя в связи с отсутствием у нее таких полномочий.

Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Представитель апеллянта в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель ФКУ «Сибуправтодор» в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы Администрации и просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления.

Заявитель и третье лицо Администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке  ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя и третьего лица.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Администрации и ФКУ «Сибуправтодор», суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что  глава крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянов Андрей Николаевич обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения приблизительной площадью 245 га из земель сельскохозяйственного назначения, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка с местоположением: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, с кадастровым номером 54:19:165001:29, изложенного в письме от 26.04.2013 г. № 4270/0112; обязании Администрации устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения предусмотренных нормами статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» действий по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянова А.Н. (вх. № 13699 от 03.09.2012 г.).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.10.2013 г. заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным отказ Администрации в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения приблизительной площадью 245 га из земель сельскохозяйственного назначения, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка с местоположением: Новосибирская область, Новосибирский район. Барышевский сельсовет, с кадастровым номером 54:19:165001:29, изложенный в письме от 26.04.2013 г. № 4270/0112.

Суд обязал Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить нарушения прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянова А.Н. путем повторного рассмотрения заявления от 03.09.2012 г. № 13699 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

По результатам повторного рассмотрения заявления Администрацией Новосибирского района Новосибирской области отказано заявителю в предоставлении земельного участка, изложив свой отказ в письме от 21.03.2014 г. № 13699/01-12, по следующим основаниям:

- отсутствует обоснование размера испрашиваемого земельного участка площадью 245 га, с намерения вести фермерское хозяйство силами одного человека с учетом требований Ф3 « О крестьянском фермерском хозяйстве». Представленное обоснование размера участка не содержит ссылок на документы, определяющие нормы отвода земель для видов сельскохозяйственной деятельности и иные документы, устанавливающие различные нормативы и правила производственной деятельности в сельском хозяйстве, исходя из количества членов крестьянского (фермерского) хозяйства и планируемого вида деятельности, расчет площади произведен исходя из произвольных, по мнению Администрации, показателей, не подтвержденных положениями соответствующих нормативов;

- в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:165001:29, относительно которого испрашивается земельный участок, расположены сельскохозяйственные угодья и территориальные зоны, градостроительные регламенты которых не предусматривают использование земельного участка, согласно заявленным целям;

- в соответствии со сведениями, представленными ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства», испрашиваемая территория будет задействована при строительстве Восточного обхода города Новосибирска для размещения автомобильной дороги и ее санитарно-защитных зон.

Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду не соответствует Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ, Администрацией при вынесении решения не соблюден порядок, предусмотренный ст. 12 названного Закона, что нарушает права и интересы заявителя; избирая в качестве способа устранения нарушенных прав заявителя повторное рассмотрение его заявления, суд первой инстанции указал, что в настоящее время площадь испрашиваемого участка изменилась, часть участка выбрана для строительства дороги, тогда как в оспариваемом отказе не указано, какой размер площади может быть предоставлен в аренду.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно части 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Статьей 11 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ) установлено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен в статье 34 ЗК РФ, статье 12 Закона № 74-ФЗ.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ, пунктом 1 статьи 12  Закона № 74-ФЗ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю.

В заявлении должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бес-платно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков (пункт 1 статьи 12  Закона № 74-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Нормы настоящей статьи направлены на обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.

Аналогичные положения установлены в статье 12 Закона № 74-ФЗ.

Из названных положений законодательства следует, что Администрация Новосибирского района Новосибирской области в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, соответственно, обязана обеспечить изготовление схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке также содержатся в Положении о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области, утвержденного решением № 5 Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 17.02.2011 (далее - Положение).

В пунктах 1 и 2 статьи 8 Положения, как и в статье 12 Закона № 74-ФЗ, указано на то, что граждане и юридические

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу n А03-3670/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также