Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2008 по делу n 07АП-1531/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП- 1531/08 25 марта 2008 г. Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2008г. Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2008г. Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Усаниной Н.А. судей Журавлевой В.А., Музыкантвой М.Х. при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А. при участии: без участия рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС России №10 по Кемеровской области на определение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 января 2008 года по делу № А27-11714/2007-2 (судья Власов В.В.) по заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России №10 по Кемеровской области к Тамбарскому сельскому Совету народных депутатов о взыскании налоговых санкций в размере 50 рублей, УСТАНОВИЛ: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Кемеровской области (далее по тексту Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Тамбарского сельского Совета народных депутатов 50 рублей налоговых санкций за несвоевременное представление расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2006 года по решению от 24.04.2007г. № 205. Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.01.2008 производство по данному делу прекращено. Не согласившись с определением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и разрешить вопрос по существу, в том числе по следующим основаниям: - муниципальное учреждение «Тамбарский сельский совет народных депутатов» является налогоплательщиком ЕСН в соответствии со ст. 235 НК РФ; налоговый расчет авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2006г. по сроку представления не позднее 20.10.2006 г., представлен учреждением 13.03.2007г, что подтверждает правомерность привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126 НК РФ; - учитывая, что Тамбарский сельский Совет народных депутатов, зарегистрированный как муниципальное учреждение, не имеет имущества и открытых счетов, произвести реальное взыскание налоговых санкций по правилам статей 46, 47 Налогового кодекса не представилось возможным; в то же время, руководствуясь п.3 ст.46 НК РФ и п.1 ст. 115 HК РФ при пропуске двухмесячного срока на взыскание в принудительном порядке, налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателе причитающейся к уплате суммы налога (п. 10 ст.46 НК РФ - пеней, штрафов); заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Ответчик телеграммой от 20.03.2008г. известил апелляционный суд о не возможности явки в судебное заседание, указав, что правовых оснований для обращения в суд о взыскании налоговых санкций у налогового органа нет. В порядке ч.1 ст. 266, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие. Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает определение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.01.2008г. подлежащим отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 10 по Кемеровской области в порядке ст.88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой установлено, что ответчик, являясь плательщиком единого социального налога в соответствии с п.1 ст.243 НК РФ, не исполнил обязанность по своевременному представлению в налоговый орган расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам за 9 месяцев 2006 года, так как установленный законодательством срок представления не позднее 20.10.2006 г., фактически расчет представлен 13.03.2007 года. Решением начальника налогового органа №205 от 24.04.2007 года Тамбарский сельский совет народных депутатов (ИНН 4243005343) привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 126 НК РФ, за непредставление в установленный срок в налоговый орган по месту учета документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 50 рублей. В соответствии со ст.69 и п.1 ст. 104 НК РФ требованием № 113 от 28.05.2007 г. ответчику предложено добровольно уплатить сумму налоговых санкций, срок исполнения по требованию истек 13.06.2007 года, однако налоговые санкции не уплачены. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 31, 45, 46, 115, 104 НК РФ, п.3 ст.239 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 125-126 АПК РФ, Инспекция обратилась в Арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций в размере 50 руб. с налогоплательщика. Прекращая производство по данному делу, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Тамбарского сельского Совета народных депутатов каких-либо открытых (в том числе лицевых) счетов, из факта того, что учреждение не является основным (преобладающим, участвующим) и не является зависимым обществом, взыскание штрафа не связано с изменением налоговым органом юридической квалификации каких-либо сделок или статуса и характера деятельности должника и пришел к выводу об отсутствии у налогового органа, в данном случае правовых оснований для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции с Тамбарского сельского Совета народных депутатов; представители налогового органа в нарушение требований статей 65, 200 АПК РФ не представили каких-либо доказательств (данных о наличии у должника лицевого счета), свидетельствующих о наличии у налогового органа процессуального права на обращение в суд. На основании ч.1 ст.213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Согласно п.7 ст. 114 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, превышает пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке. Статьей 103.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ) был установлен специальный порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа, в соответствии с которым решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». На основании Федерального закона от 27.07.06 №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» признан утратившим силу пункт 7 статьи 114 НК РФ, а также статья 103.1 НК РФ, устанавливающая особый порядок взыскания штрафных санкций. Статьей 7 Федерального закона от 27.07.06г. № 137-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года. При этом согласно пункту 18 статьи 7 данного закона новые правила применяются только в отношении решений налоговой инспекции, вынесенных после 31.12.06г. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 2007 года, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.06 № 137-ФЗ. Исходя из анализа указанных норм, с 01.01.07 штрафы за налоговые правонарушения независимо от размера не подлежат взысканию в судебном порядке при условии, если решение налогового органа вынесено после 31.12.06г. В соответствии с п. 1 ст.104 НК РФ, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом. Пунктом 1 ст.115 НК РФ предусмотрено право налоговых органов обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 Кодекса. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса. (п.7.ст. 46 НК РФ) Пункт 10 статьи 46 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.06 № 137-ФЗ) устанавливает правило о том, что положения указанной статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, действующее налоговое законодательство устанавливает бесспорный (без обращения в суд) порядок взыскания штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев прямо предусмотренных пунктом 2 статьи 45 НК РФ, согласно которого взыскание налога (пени, штрафа) в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет; в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий); с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика. При этом указанный перечень случаев судебного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов является исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что Тамбарский сельский Совет народных депутатов, зарегистрированный как муниципальное учреждение, не имеет имущества и открытых счетов, произвести реальное взыскание налоговых санкций по правилам статей 46, 47 НК РФ не представилось возможным, признаются судом апелляционной инстанции необоснованным. Как следует из материалов дела и установлено судом, решение налоговой инспекции было вынесено 16.03.07г., то есть после вступления в силу Федерального закона от 27.07.06г. № 137-ФЗ; Тамбарский сельский Совет народных депутатов каких-либо открытых (в том числе лицевых) счетов не имеет, не является основным (преобладающим, участвующим) и не является зависимым обществом, при этом взыскание штрафа не связано с изменением налоговым органом юридической квалификации каких-либо сделок или статуса и характера деятельности должника. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что налоговый орган в рассматриваемом случае обладал полномочиями применять бесспорный порядок взыскания, является верным. Вместе с тем, прекращая производство по делу о взыскании налоговых санкций, суд первой инстанции не учел того, что судебный порядок взимания штрафа обязателен не только в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 45 НК РФ, но и применяется в случаях пропуска налоговым органом сроков принятия решения о взыскании, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2008 по делу n 07АП-1206/08 . Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|