Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А03-7737/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                       Дело № А03-7737/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2015 года

Постановления в полном объеме изготовлено 23 января 2015 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                             Е. И. Захарчука

судей:                                                            О.Ю. Киреевой

И.И. Терехиной

при ведении протокола помощником судьи Е.С. Сластиной

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился (извещен),

от ответчика: не явился (извещен),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Усть-Пристанского района (07АП-12413/2014) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29 октября 2014 года по делу № А03-7737/2014

(судья О.В. Фролов)

по иску Администрации Усть-Пристанского районаь ОГРН 1022202864452

к Предпринимателю главе КФХ Малышеву Владимиру Александровичу ОГРН 304228529300020

о взыскании 19 811,31 руб.

УСТАНОВИЛ:

Администрация Усть-Пристанского района обратилась в арбитражный суд с иском к Предпринимателю главе КФХ Малышеву В.А. о взыскании 19 811,31 руб., состоящих из 18 875,50 руб. долга и 935,81 руб. неустойки.

В обоснование заявленных требований истец указал, что по договору от 24.12.10 в аренду ответчику был передан земельный участок с кадастровым номером 22:55:080105:637 площадью 3 000 кв. м., расположенный в 750 м. по направлению на юго-восток от ориентира здание сельсовета, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Усть-Пристанского района, с. Нижняя Гусиха, ул. Ленина, 23, для размещения сельскохозяйственной производственной базы.

В результате ненадлежащего исполнения обязательств по внесению арендных платежей, задолженность ответчика за 2013 г. и 1 квартал 2014 г. составила 18 875 руб. 50 коп.

Истцом представлен расчет, согласно которому размер неустойки начисленной, по договору, составил 935,81 руб.

В судебном заседании истец увеличил размер иска до 33 421,96 руб.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29 октября 2014 года по делу № А03-7737/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Усть-Пристанского района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.

В обоснование жалобы Администрация ссылается на то, что применение в рассматриваемом деле Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Фе-дерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, является неправомерным, поскольку данные Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения аренд-ной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.

Кроме того, полагает апеллянт, суд не принял во внимание, что в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2011 № 1-Г11-27 относительно норм Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 сделаны противоположные Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 по делу № А47-7623/2010 выводы.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, по договору от 24.12.10 в аренду ответчику был передан земельный участок с кадастровым номером 22:55:080105:637 площадью 3 000 кв. м., расположенный в 750 м. по направлению на юго-восток от ориентира здание сельсовета, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Усть-Пристанского района, с. Нижняя Гусиха, ул. Ленина, 23, для размещения сельскохозяйственной производственной базы. Договор заключен сроком на 10 лет и прошел государственную регистрацию.

Согласно кадастровому паспорту кадастровая стоимость арендуемого ответчиком земельного участка составляет 25 620 руб.

Из представленных истцом расчетов следует, что годовой размер арендной платы за арендуемый ответчиком земельный участок в 2013 г. и в 2014 г. составляет 16 909,20 руб.

Ненадлежащее исполнение арендатором обязательств по своевременному и полному внесению арендных платежей, вследствие чего образовалась задолженность, послужило основанием для обращения Администрации в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим иском.

Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения иска. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из несоответствия условий договора правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 по делу № А47-7623/2010.

Поддерживая выводы суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Согласно статьям 307, 309, 310 ГК РФ  обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторонам правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

По статье 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Исходя из пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 ГК РФ). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

По правилам пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В силу статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).

Соответствующие условия по арендной плате в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статьей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление  № 582), действующее с 04.08.2009.

Постановлением № 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, принципы, отраженные в Постановлении № 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Поскольку регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.

Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.

При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.

Основываясь на названных принципах Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 ГК РФ и правилами главы 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.

Применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих их договоров аренды таких земельных участков.

Указанная правовая позиция, изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 по делу № А47-7623/2010.

В связи с тем, что Постановление № 582 вступило в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие принципам и ориентирам, закрепленным в названном постановлении, только с указанной даты.

В данном случае земельный участок предоставлен в аренду 24.12.2010, то есть после начала действия Постановления № 582.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением № 582, в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для сельскохозяйственного использования арендная плата устанавливается в размере 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка.

Установление иного размера арендной платы, подлежащей уплате по договору аренды, привело к нарушению основных принципов определения арендной платы, подлежащих применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, Постановления

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А45-2625/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также