Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А03-10621/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                            Дело № А03-10621/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 г.

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Скачковой,

судей Н.В. Марченко, М.Х. Музыкантовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.М. Казариным с использованием средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от истца - без участия (извещен),

от ответчика - без участия (извещен),

от третьего лица - без участия (извещен),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления имущественных отношений Алтайского края

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 21 октября 2014 г. по делу № А03-10621/2014 (судья О.В. Фролов)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гефест» (ОГРН 1022201765420, ИНН 2225008066, 656056, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 2 в; 656056, г. Барнаул, пр. Социалистический, д. 109-328)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва, в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю» (656049, г.  Барнаул, пр. Социалистический, д. 37; 656037, г. Барнаул, ул. Северо-Западная, д. 4)

третье лицо – Главное управление имущественных отношений Алтайского края (656035, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 64)

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:050161:32,

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Гефест» (далее – заявитель, общество, ООО «Гефест») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю» (далее – ответчик, ФГБУ ФКП Росреестра) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 22:63:050161:32, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 2 в/1, площадью 346 кв.м, равной его рыночной стоимости.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Главное управление имущественных отношений Алтайского края (далее – третье лицо, управление, Главалтайимущество).

Определением суда от 19.08.2014 производство по делу приостановлено в связи с назначением экспертизы. Производство экспертизы поручено независимой оценочной компании «АЙВЕРИ групп» (далее – ООО «АЙВЕРИ групп»). 28.08.2014 в Арбитражный суд Алтайского края поступило заключение эксперта № 37-08/14-ЭЗ от 28.08.2014, в связи с чем производство по делу возобновлено определением суда от 29.08.2014.

Решением суда от 21.10.2014 установлена кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 22:63:050161:32, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 2 в/1, площадью 346 кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 2477000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Главалтайимущество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что: - стороны договора обязаны руководствоваться теми ставками арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая предписана соответствующим нормативным актом; - установление кадастровой стоимости арендатором есть ни что иное, как попытка изменения в одностороннем порядке условий договора; - определение кадастровой стоимости земельного участка принадлежит его собственнику; - истцом не представлено в материалы дела достаточных допустимых доказательств, опровергающих достоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; - обжалуемым судебным актом нарушены права и законные интересы управления, в частности на получение доходов от арендной платы за земельные участки.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что оставляет удовлетворение требований апелляционной жалобы на усмотрение суда.

Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

ООО «Гефест» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, ООО «Гефест» на основании заключенного между обществом (арендатором) и Главалтайимущество (арендодателем) договора аренды земельного участка, государственная собственность на который разграничена № 2993-з от 15.11.2011 (далее - договор) предоставлен за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 22:63:050161:32, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 2 в/1, площадью 346 кв.м, для строительства административно-торгового здания (реконструкция, пристройка), сроком на 3 года.

В соответствии с кадастровой выпиской кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 4054760 руб. 16 коп.

Согласно справке ООО «АЙВЕРИ групп» № 33-06-14 от 09.06.2014 рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.01.2019 составила 2249000 руб. округленно.

Поскольку установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции с учетом положений части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, пришел к выводу о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда первой инстанции на основании следующего.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, подлежащее применению к спорным правоотношениям законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 913/11, согласно которому права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Как следует из абзаца 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Учитывая изложенное, на истце лежит процессуальная обязанность доказать в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ то обстоятельство, что его права и охраняемые законом интересы нарушены внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о стоимости земельного участка, не соответствующими данным о его рыночной стоимости.

В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

В силу статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается, в том числе отчет об определении рыночной стоимости объекта, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

По существу требований в обоснование своей позиции истец представил кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости) и справку ООО «АЙВЕРИ групп» № 33-06-14 от 09.06.2014 свидетельствующую о существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью.

Статья 13 Федерального закона № 135-ФЗ обязывает суд при наличии спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, исследовать правоотношения, связанные с установлением рыночной стоимости земельных участков, которые регламентируются нормами Федерального закона № 135-ФЗ.

Согласно статье 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости назначения экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009. Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО «АЙВЕРИ групп» Овсянникову К.С.

Согласно заключению эксперта № 37-08/14-ЭЗ от 28.08.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050161:32, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 2 в/1, площадью 346 кв.м по состоянию на 01.01.2009 составляет

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А45-18398/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также