Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2008 по делу n 07АП-6944/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                           Дело № 07АП-6944/08

15 декабря 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2008 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Солодилова А.В.,

судей: Хайкиной С. Н., Кулеш Т. А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Хайкиной С. Н.,

при участии:

от заявителя: без участия,

от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области: Тарасов И. Г., дов. 25.01.2008г.;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании

на решение Арбитражного суда Томской области от 22.10.2008 года

по делу № А67-4167/08 (судья Шилов А.В.)

по заявлению Открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании

к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области

об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании (далее по тексту – ОАО «Томскнефть» ВНК, Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее по тексту – Департамент, заинтересованное лицо) от 26.08.2008 года № 18-10 о назначении административного наказания по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей (дело № А67-4167/08).

Решением Арбитражного суда Томской области от 22.10.2008 года (далее по тексту – решение суда) в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Седьмой арбитражный  апелляционный  суд  с  апелляционной  жалобой,  в  которой  просит  отменить указанный судебный акт и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ОАО «Томскнефть» ВНК.

По мнению апеллянта, суд нарушил при вынесении обжалуемого решения нормы материального и процессуального права.

В обоснование жалобы Общество указывает, что плановая проверка Западно - Катыльгинского нефтяного месторождения ОАО «Томскнефть» ВНК проведена с нарушением законодательства РФ. В Обществе за период с 14.05.2008 года по 30.08.2008 года проводилась одиннадцатая плановая проверка нефтяных месторождений, принадлежащих заявителю. Считает, что плановой проверке должно подлежать Общество в целом, а не принадлежащие ему объекты либо отдельные подразделения. Отмечает, что требования Федерального закона от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее по тексту – Закон № 134-ФЗ) подлежат применению к данным правоотношениям, поскольку проверочные мероприятия не связаны с осуществлением какого-либо контроля над опасными производственными объектами.

Полагает, что площадь загрязненных чем-либо земельных участков, на которую указывается в оспариваемом постановлении Департамента, сама по себе не является нормативом качества окружающей среды, следовательно, не может свидетельствовать о несоблюдении Обществом указанных нормативов. Поскольку ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта РФ нормативы качества окружающей среды не утверждены и не установлены, несоблюдение неустановленных нормативов качества окружающей среды не может рассматриваться как нарушение действующего законодательства РФ. Действующая в ОАО «Томскнефть» ВНК система транспортировки добываемого углеводородного сырья относится к герметизированной системе. Для немедленного принятия мер по ликвидации неисправностей на трубопроводе Обществом разработаны и приняты Планы ликвидации аварий и их последствий, а также в указанных случаях Отрядом ликвидации аварий и их последствий ОАО «Томскнефть» ВНК принимаются незамедлительные меры по локализации аварий и предотвращению загрязнения окружающей среды. Ультразвуковой контроль стенок трубопроводов, принадлежащих Обществу, проводится ежегодно. Акты контрольных осмотров за 2005-2008 года отражают всю необходимую и достаточно полную информацию о состоянии трубопровода и остаточной толщины его стенок.

Обвалование мест загрязнения частично повреждено во время весеннего паводкового периода. В момент проведения проверки производились работы по восстановлению существующего обвалования аварийного разлива нефти. ОАО «Томскнефть» ВНК предпринимало все должные и необходимые меры для обеспечения безопасной эксплуатации трубопровода. Подробно доводы ОАО «Томскнефть» ВНК изложены в апелляционной  жалобе.

Департамент возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Томскнефть» ВНК - без удовлетворения. Письменный отзыв Департамента приобщен к материалам дела.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в отзыве.

Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 22.10.2008 года, определив в соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. При этом исходит из следующих оснований.

Как следует из материалов дела, в период с 16.07.2008 года по 14.08.2008 года Департаментом проведена плановая проверка соблюдения ОАО «Томскнефть» ВНК требований законодательства в сфере охраны окружающей среды на Западно – Катыльгинском нефтяном месторождении.

В ходе проверки выявлены факты следующих нарушений ОАО «Томскнефть» ВНК требований пункта 1 статьи 34, пункта 2 статьи 39, пунктов 1, 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон № 7-ФЗ), пункта 10.3.15 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Министерством нефтяной промышленности СССР в 1984 году, пунктов 7.5.1.7, 7.5.1.12, 7.5.1.16 раздела 7.5.1, пункта 12.35 РД 39-132-94 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов: загрязнение почвы на нефтесборном коллекторе «вр.К2 - вр.К5» Западно – Катыльгинского нефтяного месторождения ОАО «Томскнефть» ВНК в результате аварий (некатегорийных отказов); непринятие Обществом при эксплуатации нефтесборного коллектора должных мер по проведению замеров толщинометрии при проведении ежегодных контрольных осмотров трубопроводов, по внесению результатов ежегодных контрольных осмотров в паспорт трубопровода № 137, по созданию обвалования мест загрязнения, то есть непринятие мер по локализации аварийных разливов нефти, произошедших за период с декабря 2007 года по апрель 2008 года, а также по предотвращению последующих возможных аварий на данных трубопроводах и связанных с этим возможных загрязнений земли.

По результатам  проверки составлен акт от 14.08.2008 года № 18-10 (том дела 2, лист дела 1-8) и вынесено определение от 16.07.2008 года № 18-06 о возбуждении в отношении ОАО «Томскнефть» ВНК дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (том дела 1, лист дела 127).

26.08.2008 года составлен протокол об административном правонарушении № 18-10 (том дела 1, лист дела 115-120), согласно которого в действиях Общества усмотрено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 26.08.2008 года Департаментом принято постановление № 18-10 о назначении административного наказания, которым ОАО «Томскнефть» ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 100 000 рублей (том дела 1, лист дела 31-36).

Общество не согласилось с принятым постановлением и обжаловало указанный акт в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Томской области исходил из доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения, виновности Общества в его совершении и отсутствия нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления. 

Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Состав правонарушения формальный, таким образом, объективную сторону образуют действия или бездействие, то есть несоблюдение или ненадлежащее соблюдение экологических требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной дея­тельности изложены в статьях 34-56 Закона № 7-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 46 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировке, хранении и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Как установлено судом первой инстанции, ОАО «Томскнефть» ВНК осуществляет работы по добыче и транспортировке углеводородного сырья.

16.07.2008 года произведен отбор проб почвы с земельных участков, залитых нефтью вдоль нефтесборного коллектора «вр.К2 - вр.К5» Западно – Катыльгинского нефтяного месторождения, о чем составлен протокол отбора проб почвы от 16.07.2008 года № 18-06 (том дела 2, лист дела 12).

Из материалов дела следует, что при проведении проверки обнаружены нарушения экологических требований при проведении работ по транспортировке углеводородного сырья на нефтесборном коллекторе «вр.К2 - вр.К5» Западно – Катыльгинского нефтяного месторождения ОАО «Томскнефть» ВНК, послужившие основанием для привлечения к ответственности, а именно: загрязнение почвы, в частности превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоном в пробе № 57 в 744, 9 раза, в пробе № 58 в 755, 3 раза, хлоридов в сравнении с фоном в пробе № 57 в 60, 8 раз, в пробе № 68 в 78, 8 раз, что подтверждается экспертным заключением о результатах исследования проб от 05.08.2008 года № 38 и протоколом анализа почвы от 25.07.2008 года № 57-60, выданных Томской СИГЭКиА (том дела 2, лист дела 15-17).

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении пункта 1 статьи 34, пункта 2 статьи 39, пунктов 1, 2 статьи 46 Закона № 7-ФЗ, пункта 10.3.15 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Министерством нефтяной промышленности СССР в 1984 году, пунктов 7.5.1.7, 7.5.1.12, 7.5.1.16 раздела 7.5.1, пункта 12.35 РД 39-132-94 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов.

В соответствии со статьей 1 Закона № 7-ФЗ под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяй­ственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Под требованиями в области охраны окружающей среды (природоохранные или экологические требования) в соответствии со статьей 1 Закона № 7-ФЗ понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, огра­ничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми ак­тами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативны­ми документами в области охраны окружающей среды.

В такие нормативы включены: нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы); нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов; нормативы предельно допустимых концентраций; нормативы допустимых физических воздействий; лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов.

Объективная сторона совершенного Обществом правонарушения выразилась в несоблюдении экологических требований при эксплуатации нефтесборного коллектора «вр.К2 - вр.К5» Западно – Катыльгинского нефтяного месторождения.

Факт совершения ОАО «Томскнефть» ВНК административного правонарушения установлен судами первой и апелляционной инстанций, подтвержден материалами дела (актом проверки от 14.08.2008 года № 18-10, протоколом об административном правонарушении от 26.08.2008 года № 18-10, экспертным заключением от 05.08.2008 года № 38 о результатах исследования проб).

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о законности и обоснованности привлечения Общества к ответственности за совершение

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2008 по делу n 07АП-6778/08(2). Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также