Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2008 по делу n 07АП-6944/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП-6944/08 15 декабря 2008 г. Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 г. Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2008 г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Солодилова А.В., судей: Хайкиной С. Н., Кулеш Т. А., при ведении протокола судебного заседания судьей Хайкиной С. Н., при участии: от заявителя: без участия, от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области: Тарасов И. Г., дов. 25.01.2008г.; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании на решение Арбитражного суда Томской области от 22.10.2008 года по делу № А67-4167/08 (судья Шилов А.В.) по заявлению Открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания, У С Т А Н О В И Л: Открытое акционерное общество «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании (далее по тексту – ОАО «Томскнефть» ВНК, Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее по тексту – Департамент, заинтересованное лицо) от 26.08.2008 года № 18-10 о назначении административного наказания по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей (дело № А67-4167/08). Решением Арбитражного суда Томской области от 22.10.2008 года (далее по тексту – решение суда) в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано. Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ОАО «Томскнефть» ВНК. По мнению апеллянта, суд нарушил при вынесении обжалуемого решения нормы материального и процессуального права. В обоснование жалобы Общество указывает, что плановая проверка Западно - Катыльгинского нефтяного месторождения ОАО «Томскнефть» ВНК проведена с нарушением законодательства РФ. В Обществе за период с 14.05.2008 года по 30.08.2008 года проводилась одиннадцатая плановая проверка нефтяных месторождений, принадлежащих заявителю. Считает, что плановой проверке должно подлежать Общество в целом, а не принадлежащие ему объекты либо отдельные подразделения. Отмечает, что требования Федерального закона от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее по тексту – Закон № 134-ФЗ) подлежат применению к данным правоотношениям, поскольку проверочные мероприятия не связаны с осуществлением какого-либо контроля над опасными производственными объектами. Полагает, что площадь загрязненных чем-либо земельных участков, на которую указывается в оспариваемом постановлении Департамента, сама по себе не является нормативом качества окружающей среды, следовательно, не может свидетельствовать о несоблюдении Обществом указанных нормативов. Поскольку ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта РФ нормативы качества окружающей среды не утверждены и не установлены, несоблюдение неустановленных нормативов качества окружающей среды не может рассматриваться как нарушение действующего законодательства РФ. Действующая в ОАО «Томскнефть» ВНК система транспортировки добываемого углеводородного сырья относится к герметизированной системе. Для немедленного принятия мер по ликвидации неисправностей на трубопроводе Обществом разработаны и приняты Планы ликвидации аварий и их последствий, а также в указанных случаях Отрядом ликвидации аварий и их последствий ОАО «Томскнефть» ВНК принимаются незамедлительные меры по локализации аварий и предотвращению загрязнения окружающей среды. Ультразвуковой контроль стенок трубопроводов, принадлежащих Обществу, проводится ежегодно. Акты контрольных осмотров за 2005-2008 года отражают всю необходимую и достаточно полную информацию о состоянии трубопровода и остаточной толщины его стенок. Обвалование мест загрязнения частично повреждено во время весеннего паводкового периода. В момент проведения проверки производились работы по восстановлению существующего обвалования аварийного разлива нефти. ОАО «Томскнефть» ВНК предпринимало все должные и необходимые меры для обеспечения безопасной эксплуатации трубопровода. Подробно доводы ОАО «Томскнефть» ВНК изложены в апелляционной жалобе. Департамент возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Томскнефть» ВНК - без удовлетворения. Письменный отзыв Департамента приобщен к материалам дела. В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в отзыве. Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 22.10.2008 года, определив в соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. При этом исходит из следующих оснований. Как следует из материалов дела, в период с 16.07.2008 года по 14.08.2008 года Департаментом проведена плановая проверка соблюдения ОАО «Томскнефть» ВНК требований законодательства в сфере охраны окружающей среды на Западно – Катыльгинском нефтяном месторождении. В ходе проверки выявлены факты следующих нарушений ОАО «Томскнефть» ВНК требований пункта 1 статьи 34, пункта 2 статьи 39, пунктов 1, 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон № 7-ФЗ), пункта 10.3.15 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Министерством нефтяной промышленности СССР в 1984 году, пунктов 7.5.1.7, 7.5.1.12, 7.5.1.16 раздела 7.5.1, пункта 12.35 РД 39-132-94 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов: загрязнение почвы на нефтесборном коллекторе «вр.К2 - вр.К5» Западно – Катыльгинского нефтяного месторождения ОАО «Томскнефть» ВНК в результате аварий (некатегорийных отказов); непринятие Обществом при эксплуатации нефтесборного коллектора должных мер по проведению замеров толщинометрии при проведении ежегодных контрольных осмотров трубопроводов, по внесению результатов ежегодных контрольных осмотров в паспорт трубопровода № 137, по созданию обвалования мест загрязнения, то есть непринятие мер по локализации аварийных разливов нефти, произошедших за период с декабря 2007 года по апрель 2008 года, а также по предотвращению последующих возможных аварий на данных трубопроводах и связанных с этим возможных загрязнений земли. По результатам проверки составлен акт от 14.08.2008 года № 18-10 (том дела 2, лист дела 1-8) и вынесено определение от 16.07.2008 года № 18-06 о возбуждении в отношении ОАО «Томскнефть» ВНК дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (том дела 1, лист дела 127). 26.08.2008 года составлен протокол об административном правонарушении № 18-10 (том дела 1, лист дела 115-120), согласно которого в действиях Общества усмотрено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ. По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 26.08.2008 года Департаментом принято постановление № 18-10 о назначении административного наказания, которым ОАО «Томскнефть» ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 100 000 рублей (том дела 1, лист дела 31-36). Общество не согласилось с принятым постановлением и обжаловало указанный акт в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Томской области исходил из доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения, виновности Общества в его совершении и отсутствия нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления. Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству. Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Состав правонарушения формальный, таким образом, объективную сторону образуют действия или бездействие, то есть несоблюдение или ненадлежащее соблюдение экологических требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности изложены в статьях 34-56 Закона № 7-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 46 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировке, хранении и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Как установлено судом первой инстанции, ОАО «Томскнефть» ВНК осуществляет работы по добыче и транспортировке углеводородного сырья. 16.07.2008 года произведен отбор проб почвы с земельных участков, залитых нефтью вдоль нефтесборного коллектора «вр.К2 - вр.К5» Западно – Катыльгинского нефтяного месторождения, о чем составлен протокол отбора проб почвы от 16.07.2008 года № 18-06 (том дела 2, лист дела 12). Из материалов дела следует, что при проведении проверки обнаружены нарушения экологических требований при проведении работ по транспортировке углеводородного сырья на нефтесборном коллекторе «вр.К2 - вр.К5» Западно – Катыльгинского нефтяного месторождения ОАО «Томскнефть» ВНК, послужившие основанием для привлечения к ответственности, а именно: загрязнение почвы, в частности превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоном в пробе № 57 в 744, 9 раза, в пробе № 58 в 755, 3 раза, хлоридов в сравнении с фоном в пробе № 57 в 60, 8 раз, в пробе № 68 в 78, 8 раз, что подтверждается экспертным заключением о результатах исследования проб от 05.08.2008 года № 38 и протоколом анализа почвы от 25.07.2008 года № 57-60, выданных Томской СИГЭКиА (том дела 2, лист дела 15-17). Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении пункта 1 статьи 34, пункта 2 статьи 39, пунктов 1, 2 статьи 46 Закона № 7-ФЗ, пункта 10.3.15 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Министерством нефтяной промышленности СССР в 1984 году, пунктов 7.5.1.7, 7.5.1.12, 7.5.1.16 раздела 7.5.1, пункта 12.35 РД 39-132-94 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов. В соответствии со статьей 1 Закона № 7-ФЗ под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Под требованиями в области охраны окружающей среды (природоохранные или экологические требования) в соответствии со статьей 1 Закона № 7-ФЗ понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В такие нормативы включены: нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы); нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов; нормативы предельно допустимых концентраций; нормативы допустимых физических воздействий; лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов. Объективная сторона совершенного Обществом правонарушения выразилась в несоблюдении экологических требований при эксплуатации нефтесборного коллектора «вр.К2 - вр.К5» Западно – Катыльгинского нефтяного месторождения. Факт совершения ОАО «Томскнефть» ВНК административного правонарушения установлен судами первой и апелляционной инстанций, подтвержден материалами дела (актом проверки от 14.08.2008 года № 18-10, протоколом об административном правонарушении от 26.08.2008 года № 18-10, экспертным заключением от 05.08.2008 года № 38 о результатах исследования проб). Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о законности и обоснованности привлечения Общества к ответственности за совершение Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2008 по делу n 07АП-6778/08(2). Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|