Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу n 07АП-4855/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                       Дело № 07АП- 4855/08

02 сентября 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2008г.

Полный текст постановления изготовлен 02  сентября 2008г. 

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Журавлевой В.А.

судей Зенкова С.А.,  Музыкантовой М.Х.

при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.

при участии: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области     

на решение Арбитражного суда  Кемеровской области

от 25.06.2008 года по делу № А27-4518/2008-5 (судья Смычкова Ж.Г.)

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области

к  обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская экспортная компания»

Третье лицо: инспекция Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка

о признании недействительным решения № 1253 от 21.09.2007 г. о государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица,

                                                          У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области (далее по тексту  Инспекция,  заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская экспортная компания»  (далее по тексту ООО «СибЭКС», Общество) о  признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «СибЭКС», а именно решения Инспекции ФНС по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области (далее по тексту Инспекция г.Новокузнецка) о государственной регистрации №1253 от 21.09.2007года.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора,   в дело привлечена Инспекция г. Новокузнецка (определение суда от 30.04.2008г.).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25 июня 2008г.  в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция  обратилась в арбитражный апелляционный суд с  апелляционной жалобой,  в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции  отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:

  - в качестве доказательств недостоверности сведений на момент государственной регистрации были представлены все  документы: протоколы, справки; в нарушение ст. 71 АПК РФ указанным документам судом оценка не дана;

- Обществом был подан полный пакет документов, вместе с тем документы, представляемые на государственную регистрацию,  должны отвечать требованиям законности  и достоверности содержащейся в них информации; представление в регистрирующий орган недостоверных сведений нарушает требования закона, а также права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)),  в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке ч. 1 ст. 266,  ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.06.2008г. подлежащим отмене по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, ООО «СибЭКС» (ИНН 4220028337)  зарегистрировано при создании юридического лица Инспекцией ФНС России по Куйбышевскому району г. Новокузнецка 20.05.2008г.

По договору купли-продажи от 21.08.2007 года Лапшин М.В.- учредитель и генеральный директор Общества - продает Елизарову Сергею Витальевичу долю в уставном капитале, равную 100 процентам.

Решением   единственного участка Общества от 17.09.2007г. в устав Общества внесены соответствующие изменения: генеральным директором назначен Елизаров С.В., место нахождения организации определено как: Кемеровская область, Прокопьевский район, с. Большая Талда, ул. Центральная,69.

На основании поданного учредителем заявления Инспекцией ФНС по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области 21.09.2008г. принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «СибЭКС».

Для проверки достоверности указанных в выписке из ЕГРЮЛ сведений, а именно места нахождения юридического лица, указанного в выписке, Межрайонной инспекцией ФНС № 11 по Кемеровской области произведен осмотр (обследование) места нахождения ООО «СибЭКС», в результате которого установлен факт регистрации Общества на основании недостоверных сведений, что послужило основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с заявлением о признании   решения о государственной регистрации изменения места нахождения ООО «СибЭКС» недействительным.

 Отказывая в удовлетворении  заявленных Инспекцией требований, суд первой инстанции исходил из непредставления заявителем доказательств проведения проверки сведений о месте нахождения общества с соблюдением требований НК РФ; непредставления опровержимых доказательств, свидетельствующих о том, что общество, его руководитель не находились по данному адресу на дату государственной регистрации; отсутствия у Инспекции г. Новокузнецка оснований для отказа в государственной регистрации изменений; отсутствия законодательного закрепления таких последствий представления в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице для внесения их в ЕГРЮЛ об этом лице как признание государственной регистрации изменений недействительной.

 В силу положений статьи 198 АПК РФ право на обращение в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, если оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001г.  № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пп.11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 Постановления №11 от 09.12.2002г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дал разъяснение о том, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Из приведенных правовых актов в их совокупности, следует, что у налогового органа имеется право на обращение в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица и изменений в учредительные документы, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Определение от 12 июля 2007г. по делу № 8312/07.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться  другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Согласно п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени  юридического лица без доверенности.

Пунктом 1 ст.4 ФЗ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту Закон № 129-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.

Из п.п. «в» п.1 ст.5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени  юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

На основании п.1 ст.17 Закона № 129-ФЗ  для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица,  в регистрирующий орган  представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством  РФ, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации  требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

При этом в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

 Следовательно, является законодательно установленным требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.

Федеральный Закон №129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов  юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона №129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, полного пакета документов в соответствии со ст.17 названного  Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.

Статья 23 названного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации предусматривает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В силу  ст.1 Закона №129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В связи с чем, действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона № 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.

Иное толкование вышеизложенных норм права означало бы признание законодательного закрепления в ЕГРЮЛ любых, в том числе, ложных сведений, что входило бы в противоречие с требованиями о достоверности данных ЕГРЮЛ, изложенных в статье 12, пункте 1 статьи 14, статье 17 Закона № 129-ФЗ.

При этом обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу n  07АП-4849/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также