Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 по делу n 07АП-3361/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП-3361/08 07.08.2008 года (оглашена резолютивная часть постановления) 08.08.08г. ( текст постановления изготовлен в полном объеме) Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Хайкиной С.Н. судей: Солодилов А.В., Кулеш Т.А. при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В. при участии: от заявителя: Ярополова Т.А. – доверенность от 27.12.07г., Шин С.А. – доверенность от -7.08.08г. от ответчика: Бондарева Л.А. – доверенность от 02.08.08г., Гаврилова А.Е. – доверенность от 02.07.08г. от МП «УЕЗТУ – Алабужаева О.А. – доверенность от 10.01.08г.; от Пыжова С.М. – по доверенности от 25.10.07г. Якушев С.В., по довернности от 17.06.08г. Черданцев С.А. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.04.2008 года по делу №А27-1923/2008-5 по заявлению Администрации г. Кемерово к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области о признании недействительным решения от 18.01.2008 года и предписания №1 от 18.01.2008 года, третьи лица: МП «Управление единого заказчика транспортных услуг»; индивидуальный предприниматель Пыжов С.М.,
УСТАНОВИЛ: Администрация города Кемерово (далее Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее Управление, УФАС по Кемеровской области) о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения от 18.01.2008 и предписания от 18.01.2008 № 1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (требование в редакции от 15.04.2008). Решением от 21.04.2008 года по делу №А27-1923/2008-5 Арбитражный суд Кемеровской области заявленные требования удовлетворил. Не согласившись с указанным решением, УФАС по Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.04.2008 года по делу №А27-1923/2008-5 отменить, прекратить производство по делу. В обосновании жалобы ее податель ссылается на то, что содержащийся в части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» незаконные действия органов власти не являются исчерпывающими, следовательно, обязанность указать конкретный пункт статьи 15 Закона № 135-ФЗ у УФАС отсутствует. Кроме того, вывод суда первой инстанции о том, что возложение антимонопольным органом на Администрацию г. Кемерово обязанности продлить договор с ИП Пыжовым С.М. нарушает принцип свободы договора, не обоснован, поскольку администрация города является носителем публичной власти и положения статьи 421 ГК РФ в данном случае не применимы. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе. Представитель Администрации г. Кемерово в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель МП «Управление единого заказчика транспортных услуг» г. Кемерово, также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представители Пыжова С.М. в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предприниматель Пыжов С.М. обратился в УФАС по Кемеровской области с заявлением о нарушении законодательства о защите конкуренции, полагая, что Администрация г. Кемерово препятствует ему в осуществлении предпринимательской деятельности при оказании услуг перевозки пассажиров, заключая с разными контрагентами договоры на разные сроки, тем самым нарушает нормы Закона № 135-ФЗ. Комиссией УФАС на основании заявления предпринимателя Пыжова СМ. возбуждено производство по делу №60/А-15-2007 по признакам нарушения администрацией г. Кемерово части 1 и части 3 ст. 15 Закона № 135-ФЗ. Комиссией УФАС было также установлено, что администрация г. Кемерово заключает в рамках своих полномочий договоры на перевозку пассажиров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на различные сроки: на 1 год и на 3 месяца, т.е. своими действиями администрация устанавливает для хозяйствующих субъектов неравные условия, создает преимущества для юридических лиц перед индивидуальными предпринимателями, чем нарушает права последних, поскольку лишает возможности осуществления досрочного планирования коммерческой деятельности и вложения финансовых средств в ее развитие, что может привести к устранению индивидуальных предпринимателей с рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что действия администрации не соответствуют ч. 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ так как направлены и приводят (могут привести) к ограничению, устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом и нарушают права отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий). Также комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Пыжову С.М. было неправомерно отказано в продлении договоров на перевозку пассажиров маршрутными такси по маршруту № 720 Т от 08.09.2006 № 190 и от 21.02.2007 № 82, поскольку ИП Пыжовым С.М. договорные обязательства были исполнены. По результатам рассмотрения дела №60/А-15-2007, возбужденного по признакам нарушения Администрацией г. Кемерово части 1 и части 3 ст. 15 Закона № 135-ФЗ по заявлению предпринимателя Пыжова СМ., комиссия Управления ФАС приняла решение от 18.01.2008, пунктом 1 которого признала Администрацию г. Кемерово нарушившей часть 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ; пунктом 2 решила выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства; пунктом 3 - направить в адрес Главы города Кемерово письмо о ненадлежащем исполнении МП г. Кемерово «УЕЗТУ» функций, возложенных при создании предприятия Уставом и договорами, заключенными с ним администрацией города; пунктом 4 комиссия прекратила производство по делу в части нарушения Администрацией г. Кемерово части 3 ст. 15 Закона № 135-ФЗ. В соответствии с п. 2 решения УФАС от 18.01.2008 выдано администрации г. Кемерово предписание от 18.01.2008 № 1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Пунктом 1 администрации г. Кемерово предписано устранить в срок до 22.02.2008 нарушения части 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ, выразившиеся в предоставлении хозяйствующим субъектам преимущества по отношению к другим, действующим на рынке пассажирских перевозок, а именно установить единые условия договоров на перевозку пассажиров, заключаемых между администрацией города и различными хозяйствующими субъектами - транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями – в части срока действия данных договоров. Пунктом 2 оспариваемого предписания администрации г. Кемерово предписано продлить срок действия договора на перевозку пассажиров от 08.09.2006 № 190, заключенного индивидуальным предпринимателем Пыжовым С.М. Пунктом 3 указанного предписания № 1 администрации предписано в срок до 22.02.2008 представить в УФАС письменные доказательства исполнения настоящего предписания. Полагая, что пункты 1 и 2 решения от 18.01.2008 и предписание от 18.01.2008 № 1 не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы органа местного самоуправления, Администрация г. Кемерово обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области. Решением от 21.04.2008 года по делу №А27-1923/2008-5 Арбитражный суд Кемеровской области заявленные требования удовлетворил. Седьмой арбитражный апелляционный суд признает решение от 21.04.2008 года законным и обоснованным, на основании следующего. Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: 1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; 2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; 3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; 4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; 5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Вместе с тем, статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. В соответствии со ст. 72 Закона № 1550-1 «О местном самоуправлении в РФ» городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города; утверждает маршруты и графики движения местного транспорта; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров. Согласно ст. 6 Закона № 154 ФЗ организация транспортного обслуживания находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения. Статьей 6 Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Пунктом 7 ч. 1 ст. 16 Закон № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания, для реализации которых они наделены полномочиями по регулированию деятельности транспортных предприятий на территории муниципальных образований и организации транспортного обслуживания населения. Как обоснованно указал суд первой инстанции, что правоспособность публично-правовых образований позволяет им выступать в гражданском обороте на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, что предусмотрено п. 1 ст. 1; п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса РФ. То есть, органы местного самоуправления вправе не только отдавать властные предписания, но и заключать договоры гражданско-правового характера, осуществлять управление имуществом, а также обращаться в судебные органы за защитой нарушенных прав и интересов. Согласно п. 3 ст. 47 Устава муниципального образования г. Кемерово администрация обладает правами юридического лица и как юридическое лицо по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ей гражданские права, согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ; свободна в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ. В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается. Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что поскольку администрация города наделена властными полномочиями, то положения статьи 421 ГК РФ не применимы, отклоняется судом апелляционной инстанции. При этом отказ Администрации Кемеровской области, как носителя публичной власти, в продлении договоров перевозки не приводит к ограничению или устранению конкуренции, поскольку договоры между Администрацией г. Кемерово и ИП Пыжовым С.М. на перевозку пассажиров №190 и №82 заключены на определенный срок и не предусматривают условий о их продлении, в том числе в связи с выполнением перевозчиком регулярности рейсов не менее 90%. На момент вынесения оспариваемого предписания срок действия договоров истек. Таким образом, обязанность продлить договор на перевозку пассажиров у Администрации г. Кемерово не возникает ни в силу закона, ни в силу договора. В связи с чем пункт 2 оспариваемого предписания обоснованно признан судом первой инстанции недействительным. Ссылка ответчика на то, что администрация г. Кемерово заключает в рамках своих полномочий договоры на перевозку пассажиров с юридическими лицами на один год и более, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 по делу n 07АП-4143/08(1). Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|