Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 по делу n 07АП-624/08(2). Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                            Дело № 07АП-624/08(2)

«31» июля 2008 г.                           

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2008 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

Председательствующего Ждановой Л. И.  

судей: Журавлевой В. А., Музыкантовой М. Х.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л.И.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен)

от ответчика: без участия (извещены)

от третьего лица: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования», г. Барнаул

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 05.05.2008 года по делу № АОЗ-13461/07-4 (судья Старцева М. В.) 

по заявлению Частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования», г. Барнаул

к Администрации г. Барнаул и Барнаульской городской Думе, г. Барнаул

третье лицо: Управление администрации Октябрьского района по финансам, налоговой и кредитной политике, г. Барнаул

о признании действия (бездействия) Администрации города Барнаула и Барнаульской городской Думы по исключению ЧОУ «Школа Евстафьева» из списков бюджетных учреждений, подведомственных Управлению администрации Октябрьского района по финансам, налоговой и кредитной политике и установлению для ЧОУ «Школа Евстафьнва» статуса негосударственного внебюджетного учреждения; возложении обязанности издать  правовой  акт  об  исключении с 01.01.2005 года ЧОУ «Школа  Евстафьева» из списков бюджетных организаций, подведомственных Управлению администрации Октябрьского района по финансам,  налоговой и кредитной политике, и установлении для ЧОУ «Школа Евстафьева» статуса негосударственного внебюджетного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Частное образовательное учреждение «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» (далее по тексту - ЧОУ «Школа Евстафьева») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) Администрации города Барнаула (далее по тексту - Администрация) и Барнаульской городской Думы по исключению ЧОУ «Школа Евстафьева» из списков бюджетных учреждений, подведомственных Управлению администрации Октябрьского района по финансам, налоговой и кредитной политике и установлению для ЧОУ «Школа Евстафьева» статуса негосударственного внебюджетного учреждения; возложении обязанности издать правовой акт об исключении с 01.01.2005 года  ЧОУ  «Школа  Евстафьева»  из  списков  бюджетных организаций, подведомственных Управлению администрации Октябрьского района по финансам, налоговой и кредитной политике, и установлении для ЧОУ «Школа Евстафьева» статуса негосударственного внебюджетного учреждения.

Для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление администрации Октябрьского района по финансам, налоговой и кредитной политике.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.05.2008 года в удовлетворении заявленных ЧОУ «Школа Евстафьева» требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЧОУ «Школа Евстафьева» обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.05.2008 года отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований,  в том числе по следующим основаниям.

- суд в нарушении ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не оценил доказательства заявителя и факт отсутствия доказательств заинтересованных лиц.

- ЧОУ «Школа Евстафьева» в силу решения Барнаульской городской Думы от 29.12.2003 года № 422 являлось получателем денежных средств из местно бюджета с лицевого счета бюджетного учреждения в органе Федерального казначейства. В силу решения Барнаульской городской Думы от 29.04.2005 года № 115 ЧОУ «Школа Евстафьева» утратило этот статус и стало негосударственным внебюджетным учреждением. Изменение статуса не было оформлено муниципальным правовым актом, тем самым были нарушены положения п. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ и п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Подробно доводы ЧОУ «Школа Евстафьева» изложены в апелляционной жалобе.

Администрация г. Барнаул, Барнаульской городская Дума, Управление администрации Октябрьского района г. Барнаул по финансам, налоговой и кредитной политике, отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся сторон.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.05.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, из устава ЧОУ «Школа Евстафьева» следует, что оно является частным негосударственным образовательным учреждением, было учреждено физическим лицом Евстафьевым Виктором Петровичем в 1995 году и 06.04.95 года зарегистрировано администрацией Октябрьского района г.Барнаула.

Пунктом 4 статьи 5 Закона об образовании (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.) предусматривалось, что затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида. Негосударственные образовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ (п. 7 ст. 41 Закона об образовании в редакции, действовавшей до 01.01.2005).

До 1 января 2005 года в отношении ЧОУ «Школа Евстафьева» осуществлялось бюджетное финансирование.

Пункт 4 статьи 5 и пункт 7 статьи 41 Закона об образовании признаны утратившими силу с 01.01.2005 года Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, действующим законодательством исключено право негосударственных образовательных учреждений на включение их в схему централизованного государственного финансирования (пункт 16 статьи 33 Закона).

Данный вывод подтверждается и положениями статьи 43 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 46 Закона об образовании (в действующей редакции), негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за, обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения., негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Из смысла норм, содержащихся в статье 46, пункте 3 статьи 5, пункте 7 статьи 50 Закона об образовании, статье 43 Конституции Российской Федерации следует, что граждане вправе по своей воле на основании договора получать образование за плату, тогда как государством гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее; среднее (полное) общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; следовательно, государством осуществляется финансирование только государственных и муниципальных образовательных учреждений в части реализации гарантий на бесплатное образование.

Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, с 01.01.2005 года финансирование негосударственных образовательных учреждений стало правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

В соответствии с бюджетным законодательством утверждение смет расходов и доходов бюджетных учреждений осуществляется после принятия бюджета на очередной год.

В силу требований статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетными учреждениями признаются учреждения, созданные органами государственной власти или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов; унитарные предприятия, обладающие имуществом, находящимся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности и не имеющие статуса федеральных казенных предприятий.

Доводы заявителя о том, что ЧОУ «Школа Евстафьева» относится к бюджетным учреждениям, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными, исходя из следующего.

Статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит понятие бюджетного учреждения. Это либо учреждения, созданные органами государственной власти или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, либо унитарные предприятия, владеющие федеральным, государственным или муниципальным имуществом, не имеющие статуса федеральных казенных предприятий, и обе эти группы бюджетных организаций финансируются за счет средств соответствующего бюджета.

ЧОУ «Школа Евстафьева» не относится по смыслу статьи 161 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным организациям и не является получателем бюджетных средств (ст. 162 БК РФ).

Согласно Уставу ЧОУ «Школа Евстафьева» образована физическим лицом, переданное в оперативное управление этой школе имущество принадлежит на праве собственности учредителю Евстафьеву, согласно положениям Устава школа вправе заниматься коммерческой деятельностью и извлекать от этой деятельности доходы.

То обстоятельство, что ЧОУ «Школа Евстафьева» на основании статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации является получателем бюджетных средств, не является доказательством отнесения его к  бюджетным учреждениям.

Указанному доводу заявителя дана оценка в судебных актах по делу № А03-15339/05-11, по этому вопросу все инстанции арбитражного суда высказали аналогичное суждение.

Статьей 242.5 БК РФ предусмотрено исполнение органами казначейства судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. Вступившими в законную силу решениями суда установлено, что ЧОУ «Школа Евстафьева» не является бюджетным учреждением, и что задолженность указанной школы возникла не за счет средств бюджета города.

Исходя из положений указанных правовых норм, ЧОУ «Школа Евстафьева» с 01.01.2005 года не подпадает под признаки получателя бюджетных  средств  и  бюджетного учреждения,  в  связи  с чем отсутствуют правовые основания для включения его в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города.

Поскольку ЧОУ «Школа Евстафьева» не является бюджетным учреждением, ссылки заявителя в обоснование своих требований на статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации неправомерны.

Финансирование ЧОУ «Школа Евстафьева» осуществлялось в полном объеме в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законами Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края в пределах выделяемых бюджетных средств на указанный вид расходов из краевого бюджета.

Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что вопросы финансирования ЧОУ «Школа Евстафьева» в 2005г., 2006г., 2007г. распределения субвенций и взыскания задолженности по заработной плате уже были предметом рассмотрения арбитражного суда,  и им дана оценка вступившими в законную силу решениями суда (дела №№ А03-9522/06-26, А03-6816/07-2, АОЗ-1201/07-36, А03-578/07-37, А03-934/07-36, А03-14790/05-20, А03-12728/06-26, А03-15339/05-11, АОЗ-8/8-4). Все судебные инстанции не нашли оснований для признания незаконными действий органов местного самоуправления по финансированию заявителя.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Доводы ЧОУ «Школа Евстафьева» о том, что бездействия администрации г. Барнаула и Барнаульской городской Думы по исключению ЧОУ «Школа Евстафьева» из списков бюджетных учреждений,  не соответствуют положениям пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и пункта 5 статьи 3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, необоснованны.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (в ред. от 08.11.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 по делу n А27-2335/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также