Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2008 по делу n 07АП-3128/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                       Дело № 07АП- 3128/08

23 июня 2008г.

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008г.

Полный текст постановления изготовлен 23 июня  2008г.

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе:

Председательствующего Ждановой Л. И.

судей Музыкантовой М. Х., Усаниной Н. А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М. Х.

при участии:

от заявителя: Литош Д. В. по доверенности № 67 от 01.09.2007 года (сроком на 1 год)

от ответчика: Леонов И. С. по доверенности № 16-03-16/897 от 22.02.2006 года (сроком на 3 года)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области, г. Киселевск

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 7 апреля 2008 года по делу №А27-870/2008-2 (судья Петракова С. Е.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НЭМО», г. Новосибирск

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области, г. Киселевск

о признании недействительными действий по отказу в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес,

У С Т А Н О В И Л:

         ООО «НЭМО» (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области (далее по тексту – Инспекция, налоговый орган) выразившиеся в отказе в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес изложенном в письме от 10.12.2007 года № 16-04-38/9743.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 7 апреля 2008 года заявленные Обществом требования удовлетворены: признаны незаконными действия налогового органа выразившиеся в отказе в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес, изложенном в письме от 10.12.2007 года № 16-04-38/9743.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция подала  апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.04.2008 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, в том числе по следующим основаниям:

- режим регистрации объектов налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер, однако право на занятие предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса предоставляется только тем игорным заведениям, которые по состоянию на 01.07.2007 года соответствуют требования Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 года. В связи с тем, что налоговым органом было установлено нарушение Обществом указанного выше закона, а также выявлено отсутствие документов, подтверждающих соответствие игорного оборудования требованиям законодательства, Инспекция обоснованно отказала Обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;

При этом, Инспекция, руководствуясь Временными методическими рекомендациями по контролю в сфере организации и проведения азартных игр, утвержденных письмом ФНС России ШТ-14-06/360 от 24.09.2007 года имела, правовые основания для проведения проверки Общества в целях контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ, и не превысила свои полномочия.

- в нарушении ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ при изменении места нахождения, а также в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, Общество не подало заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

- в связи с тем, что Обществом было направлено в Инспекцию заявление о снятии с регистрационного учета всех объектов игорного бизнеса, следовательно, в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ оно прекратило деятельность в игорном заведении. Так как норма ч. 4 ст. 5 указанного Закона допускает возможность открытия игорных заведений только на территории игорных зон, то заявление Общества о регистрации 50 игровых автоматов является заявлением об открытии игорного заведения, чем нарушает законодательство РФ.

Кроме того, отказ налогового органа в регистрации игровых автоматов не означает отказ от возложенной на него функции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной  жалобы поддержал и настаивал на её удовлетворении.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считая жалобу не подлежащей удовлетворению в связи с правомерным установлением судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, правильного применения норм материального права, в том числе по следующим основаниям:

- режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии со ст. 366 Налогового кодекса РФ носит уведомительный характер, а не разрешительный; а сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью начисления и уплаты налога на игорный бизнес.

- действующим законодательством внесение в ранее выданные лицензии информации об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности не предусмотрено. Таким образом, поскольку лицензия выдана 02.07.2005 года и срок действия данной лицензии не истек, отсутствуют основания для ее переоформления.

- исходя из позиции указанной в письме Министерства финансов РФ от 29.06.2007 года № 18-0-09/0191 «По вопросу применения Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ» налоговые органы на момент проверки Общества не имели Инструкцию о порядке проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, что не позволяло Инспекции проводить проверки по техническому состоянию игрового оборудования.

Письменный отзыв Общества приобщен к материалам дела.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав  представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 7 апреля 2008 года не подлежащим отмене или изменению  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии № 000834, выданной 20.03.2003 года Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, имеет право на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений, сроком действия до 20.03.2008 года.

В качестве юридического адреса Общества. Как следует из лицензии, указано: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 35.

07.02.2007 года Общество в связи со сменой места нахождения, поставлено на учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска, о чем выдано свидетельство серии 54 № 003295342 от 07.02.2007 года., адрес Общества: г. Новосибирск, пр. Дзержинского, 4.

05.04.2006 года Общество обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области с заявлением о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.

10.04.2006 года Общество поставлено на учет по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г. Киселевск, ул. Томская, 20А, о чем налоговым органом выдано уведомление.

03.12.2007 года в порядке, установленном п. 2 ст. 366 Налогового кодекса РФ, Обществом подано заявление в Инспекцию о регистрации 50 игровых автоматов.

Налоговый орган письмом от 10.12.2007 года за № 16-04-38/9743 отказал Обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

Отказ основан на выводе Инспекции о том, что игорное заведение  (зал игровых автоматов) по адресу: г. Киселевск, ул. Томская. 20А не соответствует требованиям Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и требованиям Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту -  Закон № 244-ФЗ), а именно:

- в нарушении п. 4 ст. 8 Закона № 244-ФЗ на используемые 50-ти игровые автоматы отсутствовали документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям;

- в нарушении ст. 10, 11 Закона № 128-ФЗ в документе, подтверждающем наличие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, отсутствуют адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и изменения мест осуществления данной деятельности.

Кроме того, отдельным основанием, положенным в основу отказа Инспекции в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес, послужило снятие по заявлению Общества от 13.09.2007 года 50 игровых автоматов, при этом открытие нового игорного заведения законодательством не предусмотрено.

Общество, не согласившись с отказом налогового органа в регистрации объектов игорного бизнеса, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, вопрос размещения объектов игорного бизнеса федеральным законодательством разрешен, а налоговый орган не наделен правом регулировать отношения в сфере лицензирования данного вида деятельности и не вправе принимать решение о запрете осуществления этой деятельности лицом, имеющим федеральную лицензию, в местах, не запрещенных федеральным законодательством.

Выводы суда основаны на полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 365 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Порядок лицензирования деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса, выполняемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.10.2006г. №603 (далее по тексту- Положение).

Согласно п. 2 настоящего Положения лицензирование деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса, осуществляет Федеральное агентство по промышленности (лицензирующий орган).

Предоставление лицензии (отказ в предоставлении), приостановление, возобновление и прекращение ее действия, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, аннулирование лицензии, ведение реестра лицензий осуществляется в порядке, определенном Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п. 15 Положения).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту Закона №128-ФЗ, в редакции действовавшей на момент выдачу Обществу лицензии) в решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются: наименование лицензирующего органа, наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, основной  государственный регистрационный номер юридического лица - лицензируемый вид деятельности, срок действия лицензии, ИНН налогоплательщика, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана, может осуществляться на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст.7 Закона №128-ФЗ) при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Как следует из материалов дела, Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму 20.03.2003 года Обществу выдана лицензия № 00834 на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений сроком до 20.03.2009 года без указания места осуществления деятельности.

Федеральным законом от 02.07.2005г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения, касающиеся необходимости перечисления в выдаваемых лицензиях объектов, на которых осуществляется лицензируемый вид деятельности; и подачи заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии в случае изменения адреса места осуществления лицензируемого вида  деятельности.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006г. №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» установлено, что лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005г. №80-ФЗ, действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).

Таким образом, учитывая, что на момент получения указанной лицензии законодательство не предусматривало указания в лицензии адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а обязанность хозяйствующих субъектов переоформлять имеющиеся лицензии с учетом новых требований не установлена, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы налогового органа о том, что в документе, подтверждающем наличие лицензии на осуществление детальности по организации и проведению азартных игр, отсутствуют адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и данные об изменении мест осуществления данной деятельности.

Доводам Инспекции

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2008 по делу n 07АП-3124/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также