Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу n 07АП-1537/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП-1537/08 Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2008г. Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2008г. Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующей Т.А. Кулеш, судей Е.А. Залевской, А.В. Солодилова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.В. Макаренко, при участии: от заявителя: без участия, от заинтересованного лица: без участия, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Кемеровской области на определение о прекращении производства по делу Арбитражного суда Кемеровской области от 30.01.2008г. по делу № А27-11553/2007-2 (судья В.В.Власов) по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Кемеровской области к МУ «Центральный сельский Совет народных депутатов» о взыскании налоговых санкций в размере 100 рублей, УСТАНОВИЛ: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по Кемеровской области (далее – Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Центрального сельского Совета народных депутатов Кемеровской области (далее – учреждение) 100 рублей налоговых санкций за несвоевременное представление налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2006г. по решению от 23.04.2007г. №181. Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.01.2008г. производство по данному делу прекращено. Не согласившись с определением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и разрешить вопрос по существу, в том числе по следующим основаниям: - муниципальное учреждение «Центральный сельский Совет народных депутатов» является налогоплательщиком НДС в соответствии со ст. 143 НК РФ; налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2006г. по сроку представления не позднее 22.01.2007г., представлена учреждением 19.03.2007г, что подтверждает правомерность привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 119 НК РФ; - Центральный сельский Совет народных депутатов, зарегистрированный как муниципальное учреждение, не имеет имущества и открытых счетов, произвести реальное взыскание налоговых санкций по правилам статей 46, 47 Налогового кодекса невозможно, поэтому с учетом положений п.3 ст.46 НК РФ и п.1 ст. 115 HК РФ при пропуске двухмесячного срока на взыскание в принудительном порядке, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика - организации причитающейся к уплате суммы налога (п. 10 ст.46 НК РФ - пеней, штрафов); заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. 1.04.2008г. в канцелярию Седьмого арбитражного апелляционного суда от Инспекции поступило заказное письмо, в котором налоговый орган просит рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие. МУ «Центральный сельский Совет народных депутатов» телеграммой от 31.03.2008г. известил апелляционный суд о невозможности явки в судебное заседание, при этом указал, что правовых оснований для обращения в суд о взыскании налоговых санкций у налогового органа не имеется. В порядке части 1 статьи 266 и части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле. Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает определение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.01.2008г. подлежащим отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 10 по Кемеровской области в порядке статьи 88 Налогового кодекса РФ проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2006г., по результатам которой установлено, что учреждение, являясь плательщиком НДС в соответствии с п.6 ст.174 НК РФ, не исполнило обязанность по своевременному представлению в налоговый орган налоговой декларации по НДС для налогоплательщиков, уплачивающих налог ежеквартально, представляя налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Решением должностного лица налогового органа №181 от 23.04.2007 года Центральный сельский Совет народных депутатов (ИНН 4243005400) привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2006г., в виде штрафа 100 рублей. По требованию № 86 от 14.05.2007 г. учреждению предложено добровольно уплатить сумму налоговых санкций, срок исполнения по требованию истек 30.05.2007 года, однако налоговые санкции не уплачены, что послужило основанием для обращения Инспекции в Арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций в размере 100 руб. Прекращая производство по делу по пункту 1 статьи 150 АПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что у Центрального сельского Совета народных депутатов отсутствуют какие-либо открытые (в том числе лицевые) счета, что учреждение не является основным (преобладающим, участвующим) и не является зависимым обществом, взыскание штрафа не связано с изменением налоговым органом юридической квалификации каких-либо сделок или статуса и характера деятельности должника, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 НК РФ и пришел к выводу об отсутствии у налогового органа правовых, в том числе процессуальных оснований для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции. Однако суд апелляционной инстанции не считает возможным согласиться с данными выводами суда, при этом исходит из следующего. На основании части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Согласно пункту 7 статьи 114 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, превышает пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке. Статьей 103.1 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ) был установлен специальный порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа, в соответствии с которым решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». На основании Федерального закона от 27.07.06г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» признан утратившим силу пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса РФ, а также статья 103.1 Кодекса РФ, устанавливающая особый порядок взыскания штрафных санкций. Статьей 7 Федерального закона от 27.07.06г. № 137-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года. При этом согласно пункту 18 статьи 7 данного закона новые правила применяются только в отношении решений налоговой инспекции, вынесенных после 31.12.2006г. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 2007 года, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.06 № 137-ФЗ. Исходя из анализа указанных норм, с 01.01.2007г. штрафы за налоговые правонарушения независимо от размера не подлежат взысканию в судебном порядке при условии, если решение налогового органа вынесено после 31.12.2006г. В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Налогового кодекса РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом. Пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговых органов обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 Кодекса. На основании пунктов 1 и 2 статьи 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 46 НК РФ). Пункт 10 статьи 46 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.06 № 137-ФЗ) устанавливает правило о том, что положения указанной статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, действующее налоговое законодательство устанавливает бесспорный (без обращения в суд) порядок взыскания штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев прямо предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ. При этом перечень случаев судебного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов, перечисленных в данной норме, является исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что Центральный сельский Совет народных депутатов, зарегистрированный как муниципальное учреждение, не имеет имущества и открытых счетов и произвести реальное взыскание налоговых санкций по правилам статей 46, 47 Налогового кодекса РФ не представилось возможным, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными. Решение налоговой инспекции было вынесено 23.04.2007г., то есть после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ. Центральный сельский Совет народных депутатов каких-либо открытых (в том числе лицевых) счетов не имеет, не является основным (преобладающим, участвующим) и не является зависимым обществом, при этом взыскание штрафа не связано с изменением налоговым органом юридической квалификации каких-либо сделок или статуса и характера деятельности должника. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что налоговый орган в рассматриваемом случае обладал полномочиями применять бесспорный порядок взыскания, является верным. Вместе с тем, прекращая производство по делу о взыскании налоговых санкций, суд первой инстанции не учел того, что судебный порядок взимания штрафа обязателен не только в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ, но и применяется в случаях пропуска налоговым органом сроков принятия решения о взыскании, установленных пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Следуя материалам дела, срок исполнения выставленного в адрес Центрального сельского Совета народных депутатов требования от 14.05.07г. № 86 об уплате 100 рублей штрафа истек 30.05.2007г., заявление налоговой инспекции о взыскании с налогоплательщика штрафных санкций поступило в арбитражный суд 03.12.2007г. Таким образом, заявление в арбитражный суд подано по истечении двухмесячного срока, установленного для принятия налоговой инспекцией решения о взыскании налоговой санкции в бесспорном порядке на основании статьи 46 Налогового кодекса РФ. При указанных обстоятельствах Инспекция в соответствии Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по делу n 07АП-1485/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|