Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу n 07АП-1540/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП-1540/08 Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2008г. Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2008г. Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующей Т.А. Кулеш, судей Е.А. Залевской, А.В. Солодилова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.В. Макаренко, при участии: от заявителя: без участия, от заинтересованного лица: без участия, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекцией ФНС России № 10 по Кемеровской области на определение о прекращении производства по делу Арбитражного суда Кемеровской области от 30.01.2008г. по делу № А27-11712/2007-2 (судья В.В.Власов) по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Кемеровской области к МУ «Тамбарский сельский Совет народных депутатов» о взыскании налоговых санкций в размере 100 рублей, УСТАНОВИЛ: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по Кемеровской области (далее – Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Тамбарского сельского Совета народных депутатов (далее – учреждение) 100 рублей налоговых санкций за несвоевременное представление налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2006г. по решению налогового органа от 24.04.2007г. №209. Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.01.2008г. производство по делу прекращено. Не согласившись с данным определением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и разрешить вопрос по существу, указав на то, что муниципальное учреждение Тамбарский сельский Совет народных депутатов является налогоплательщиком НДС, однако налоговую декларацию за 4 квартал 2006г. по сроку представления не позднее 22.01.2007г., представило только 13.03.2007г, в связи с чем привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст. 119 НК РФ. Кроме того, учреждение не имеет имущества и открытых счетов, в связи с чем произвести реальное взыскание налоговых санкций невозможно. Налоговый орган считает, что при пропуске двухмесячного срока на взыскание в принудительном порядке, он может обратиться в суд с настоящим иском. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. 1.04.2008г. в канцелярию Седьмого арбитражного апелляционного суда от Инспекции поступило заказное письмо, в котором просит рассмотреть дело по апелляционной жалобе налогового органа в их отсутствие. МУ Тамбарский сельский Совет народных депутатов телеграммой от 31.03.2008г. известил апелляционный суд о не возможности явки в судебное заседание, при этом указал, что правовых оснований для обращения в суд о взыскании налоговых санкций у налогового органа не имеется. В порядке части 1 статьи 266 и части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле. Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает определение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.01.2008г. подлежащим отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 10 по Кемеровской области в порядке ст.88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2006г., по результатам которой установлено, что учреждение, являясь плательщиком НДС в соответствии с п.6 ст.174 НК РФ, не исполнило обязанность по своевременному представлению в налоговый орган налоговой декларации по НДС для налогоплательщиков, уплачивающих налог ежеквартально, представляя налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекающим кварталом. Решением начальника налогового органа № 209 от 24.04.2007 года Тамбарский сельский Совет народных депутатов (ИНН 4243005343) привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ - за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2006г., в виде штрафа 100 рублей. В соответствии со ст. 69 и п.1 ст. 104 НК РФ требованием № 115 от 28.05.2007г. учреждению предложено добровольно уплатить сумму налоговых санкций, срок исполнения по требованию истек 13.06.2007 года, однако налоговые санкции не уплачены, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с иском. Прекращая производство по данному делу, суд первой инстанции исходил из того, что у Тамбарского сельского Совета народных депутатов отсутствуют какие-либо открытые (в том числе лицевые) счета, а также из того, что учреждение не является основным (преобладающим, участвующим) и не является зависимым обществом, взыскание штрафа не связано с изменением налоговым органом юридической квалификации каких-либо сделок или статуса и характера деятельности должника и пришел к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции. В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Согласно пункту 7 статьи 114 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, превышает пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке. Статьей 103.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005г. № 137-ФЗ) был установлен специальный порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа, в соответствии с которым такое решение обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». На основании Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» признан утратившим силу пункт 7 статьи 114 НК РФ, а также статья 103.1 НК РФ, устанавливающая особый порядок взыскания штрафных санкций. Федеральный закон от 27.07.06г. № 137-ФЗ вступил в силу с 1 января 2007 года. Согласно пункту 18 статьи 7 данного закона новые правила применяются только в отношении решений налоговой инспекции, вынесенных после 31.12.2006г. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 2007 года, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ. Исходя из анализа указанных норм, с 01.01.07 штрафы за налоговые правонарушения независимо от размера не подлежат взысканию в судебном порядке при условии, если решение налогового органа вынесено после 31.12.2006г. В соответствии с п. 1 ст.104 НК РФ, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом. Пунктом 1 ст.115 НК РФ предусмотрено право налоговых органов обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 Кодекса. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса. (п.7.ст. 46 НК РФ). Пункт 10 статьи 46 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.06 № 137-ФЗ) устанавливает правило о том, что положения указанной статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, действующее налоговое законодательство устанавливает бесспорный (без обращения в суд) порядок взыскания штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев прямо предусмотренных пунктом 2 статьи 45 НК РФ, согласно которого взыскание налога (пени, штрафа) в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет; в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий); с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика. При этом указанный перечень случаев судебного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов является исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что Тамбарский сельский Совет народных депутатов, зарегистрированный как муниципальное учреждение, не имеет имущества и открытых счетов, произвести реальное взыскание налоговых санкций по правилам статей 46, 47 НК РФ не представилось возможным, признаются судом апелляционной инстанции необоснованным. Решение налоговой инспекции было вынесено 24.04.2007г., то есть после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ; Тамбарский сельский Совет народных депутатов каких-либо открытых (в том числе лицевых) счетов не имеет, не является основным (преобладающим, участвующим) и не является зависимым обществом, при этом взыскание штрафа не связано с изменением налоговым органом юридической квалификации каких-либо сделок или статуса и характера деятельности должника. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что налоговый орган в рассматриваемом случае обладал полномочиями применять бесспорный порядок взыскания, является верным. Вместе с тем, прекращая производство по делу о взыскании налоговых санкций, суд первой инстанции не учел того, что судебный порядок взимания штрафа обязателен не только в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 45 НК РФ, но и применяется в случаях пропуска налоговым органом сроков принятия решения о взыскании, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Следуя материалам дела, срок исполнения выставленного в адрес Тамбарского сельского Совета народных депутатов требования от 28.05.2007г. №115 об уплате 100 рублей штрафа истек 13.06.2007г., заявление налоговой инспекции о взыскании с налогоплательщика штрафных санкций поступило в арбитражный суд 06.12.2007г. Таким образом, заявление в арбитражный суд подано по истечении двухмесячного срока, установленного для принятия налоговой инспекцией решения о взыскании налоговой санкции в бесспорном порядке на основании статьи 46 НК РФ. При указанных обстоятельствах Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу n 07АП-1034/08 . Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|