Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2010 по делу n А02-17/1324. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4453/2010

19 октября 2010 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 года. Полный текст  постановления изготовлен 19 октября 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Михайловой А.И.

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

при участии  в заседании:

от государственного учреждения Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска: представитель не явился;

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области: представитель Данилин А.Н. по дов. от 07.10.2009 б/н;

от Государственного Учреждения Амурской области Центр занятости населения Амурской области: представитель не явился

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области

на решение от 04 августа 2010 года

по делу № А04-2651/2010

Арбитражного суда Амурской области

принятое судьей Курмачёвым Д.В.

по заявлению государственного учреждения Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска

о признании незаконными действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области по включению в акт проверки от 19.05.2010 фактов нарушений и иных обстоятельств, допущенных гражданами, организовавшими собственное дело, повлекших вынесение предписания по устранению выявленных нарушений от 28.05.2010 № 23-02-17/1324, признании указанного предписания недействительным

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения Амурской области

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска (далее – ГУ Амурской области ЦЗН г. Благовещенска, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее – Управление Росфиннадзора в Амурской области, орган финансового надзора) по включению в акт проверки от 19.05.2010 фактов нарушений и иных обстоятельств, допущенных гражданами, организовавшими собственное дело, повлекших вынесение предписания по устранению выявленных нарушений от 28.05.2010 № 23-02-17/1324, признании указанного предписания недействительным.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения Амурской области.

Решением суда от 04.08.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом, Управление Рсфиннадзора в Амурской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права, а также выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал.

Государственное учреждение Амурской области Центр занятости населения Амурской области, ГУ Амурской области ЦЗН г. Благовещенска, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали. В представленных отзывах просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании с 05.10.2010 по 12.10.2010 объявлялся перерыв.

Заслушав представителя Управления Росфиннадзора в Амурской области, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

На основании приказа от 19.04.2010 № 146 и удостоверения на проведение ревизии (проверки) № 146, в соответствии с поручением от 13.01.2010 № 43-01-02-25/32, планом контрольной и надзорной работы на 2010 год Управлением Росфиннадзора в Амурской области, с 19.04.2010 по 19.05.2010, проведена плановая проверка использования субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации в Государственном учреждении Амурской области Центр занятости населения Амурской области, в том числе ГУ Амурской области ЦЗН г. Благовещенска.

По результатам проверки составлен акт от 19.05.2010, которым установлены иные финансовые нарушения, которые выразились в том, что индивидуальные предприниматели Стренина Е.А. и Журавлева Ю.А., не выполнившие условия получения субсидии на организацию предпринимательской деятельности, полученные средства не возвратили. Сумма нарушений составила 70 560 руб. и 58 800 руб. соответственно.

В адрес ГУ Амурской области ЦЗН г. Благовещенска вынесено предписание от 28.05.2010 № 23-02-17/1324, которым учреждению выдвинуто требование в соответствии с условиями договоров принять меры по возвращению в установленном законом порядке средств субсидии.

При этом, данные нарушения были установлены в ходе проведения встречных проверок индивидуальных предпринимателей, результаты которых отражены в акте проверки ГУ Амурской области ЦЗН г. Благовещенска, что и явилось основанием для вынесения предписания.

Полагая, что действия должностных лиц органа финансового надзора по включению в акт проверки фактов нарушений и иных обстоятельств, допущенных гражданами, организовавшими собственное дело, повлекшие вынесение в адрес учреждения предписания по устранению выявленных нарушений, а также само предписание, являются незаконными, ГУ Амурской области ЦЗН г. Благовещенска обратилось в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о несоответствии действий органа финансового надзора положениям действующего законодательства в области исполнения бюджета.

Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд счел апелляционную жалобу частично обоснованной, а решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета относятся к бюджетным правоотношениям.

Согласно статье 268 Бюджетного кодекса Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов и осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Полномочия Росфиннадзора определены пунктом 5 Положения, согласно которому Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.1.1); за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций (пункт 5.1.3).

В соответствии с пунктом 5.14 Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий (пункт 5.14.1);

проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка) (пункт 5.14.2);

направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14.3).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 № 75н утвержден Административный регламент исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее по тексту - Административный регламент), согласно пункту 6 которого контрольные действия проводятся в отношении как организаций, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, так и организаций-получателей финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, а также организаций любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, в форме сличения записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.

Пунктом 88 Административного регламента предусмотрено, что в ходе ревизии (проверки) может проводиться встречная проверка. Встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.

Результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки. Акт встречной проверки прилагается к акту ревизии (проверки), в рамках которой была проведена встречная проверка (пункт 92). Административным регламентом также предусмотрены требования к форме и содержанию акта встречной проверки.

Как следует из материалов дела, при проведении проверки в отношение ГУ Амурской области ЦЗН по г. Благовещенску органом финансового надзора проведены встречные проверки индивидуальных предпринимателей Стрениной Е.А. и Журавлевой Ю.А. – получателей субсидий на организацию предпринимательской деятельности.

По результатам встречных проверок составлены акты от 12.05.2010  17.05.2010, которыми установлены нарушения, допущенные данными физическими лицами, а именно: Стренина Е.А. проработала индивидуальным предпринимателем менее 12 месяцев, факт осуществления Журавлевой Ю.А. предпринимательской деятельности в ходе встречной проверки не подтвержден.

Проведение встречных проверок оформлено приказами от 07.05.2010 № 146 и от 14.05.2010 № 146-6. На проведение встречных проверок выданы удостоверения № 146-3 и № 146-6. Сами акты соответствую по форме и содержанию предъявляемым к ним к ним требованиям.

Результаты встречных проверок отражены в акте проверки ГУ Амурской области ЦЗН г. Благовещенска и явились основанием для вынесения в его адрес спорного предписания.

Указанные действия совершены Управлением Росфиннадзора в Амурской области в соответствии с предоставленными ему полномочиями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, соответствуют предмету проверки и не противоречат задачам и принципам такого контроля, в связи с чем являются законными.

При таких обстоятельствах заявленные требования в части признания незаконными действий Управления Росфиннадзора по Амурской области по включению в акт проверки от 19.05.2010 фактов нарушений, допущенных гражданами, организовавшими собственное дело, подлежат отклонению.

В отношении требования о признании недействительным предписания по устранению выявленных нарушений от 28.05.2010 № 23-02-17/1324, суд считает их обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» средства федерального бюджета, предусмотренные в 2009 году на реализацию мер по поддержке рынка труда направлены на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, а также утверждены Правила предоставления таких субсидий.

Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия по содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Пунктом 15 Правил установлено, что при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 по делу n К.. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также