Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010 по делу n КСНИМ.. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияШестой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3328/2010 20 августа 2010 года г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2010 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Швец Е.А. судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О., при участии в заседании: от Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края: Сысоева Наталья Александровна, представитель по доверенности от 26.03.2010 № 1-13/751; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: Дрыгина Виктория Юрьевна, представитель по доверенности от 22.03.2010 № 31; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю на решение от 11.06.2010 по делу № А73-5277/2010 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Луговой И.М. по заявлению Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании недействительным решения от 23.03.2010 № 01/031/2010-343 и обязании произвести государственную регистрацию
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее – АПК РФ), о признании решения Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее – Управление Росреестра, регистрационный орган) от 23.03.2010 № 01/031/2010-343 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости недействительным и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости – воздушная линия 0,4 кВ, протяженностью 2982 м., года постройки 1964, расположенной в границах с. Гвасюги района имени Лазо Хабаровского края. В обоснование заявленных требований указала, что решение об отказе в государственной регистрации, основанное на выводе, что воздушная линия не является объектом недвижимого имущества, не соответствует положениям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказу Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок», постановлению Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 № 65 «Об утверждении Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности». Решением от 11.06.2010 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что отказ в государственной регистрации права является незаконным, так как не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора и неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что на орган государственной регистрации возложена обязанность по проведению правовой экспертизы представленных для регистрации документов и установление отнесения спорного объекта к недвижимому. По мнению заявителя жалобы, у сооружения «воздушная линия» отсутствует прочная связь с землей, в связи с чем существует возможность перемещения этого объекта без несоразмерного причинения ущерба его назначению, следовательно, право на это сооружение не может быть зарегистрировано как право на отдельный объект недвижимого имущества. В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель регистрирующего органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель администрации, указывая на несостоятельность доводов жалобы, просил обжалуемое решение оставить в силе, полагая его законным и обоснованным. Заслушав представителей лиц, участвующих в деле по делу, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции законно и обосновано исходя из нижеследующего. Как следует из материалов дела и установлено судом, решением 6-й сессии 21 созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов «О муниципальной и государственной (краевой) собственности» от 10.10.1991 к муниципальной собственности района имени Лазо отнесена воздушная линия 0,4 кВ, протяженностью 2 982,0 м, год постройки 1964, местоположение в границах с. Гвасюги района имени Лазо Хабаровского края. 11.03.2010 Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанное сооружение за муниципальным образованием «муниципальный район имени Лазо Хабаровского края». Письмом от 23.03.2010 № 01/031/2010-343 регистрационный орган принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект, обосновав это тем, что воздушная линия не является объектом недвижимого имущества, и соответственно права на такое имущество не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Не согласившись с указанным решением, администрация оспорила его в арбитражном суде. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 стать 198 АПК РФ). При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Из положений указанных статей следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о наличии двух условий, предусмотренных для этого процессуальным законом: несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом обоснованно суд исходил из следующего. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее –Закон № 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. При этом основания для отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона № 122-ФЗ. Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 20 указанного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строит. Согласно «Общероссийскому классификатору основных фондов», утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, к подразделу «Сооружения» относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений. Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости установило, что воздушная линия протяженностью 2 982 м. и расположенная в Хабаровском крае, районе им.Лазо. село Гвасюги, является объектом недвижимого имущества и ему присвоен инвентарный учетный номер № 14564. В подтверждение этого обстоятельства правообладателю недвижимости муниципальному образованию «муниципальный район имени Лазо Хабаровского края» выдан соответствующий кадастровый паспорт сооружения, а также справка об отсутствии регистрации прав и имеющихся ограничениях на объект недвижимого имущества. При этом согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте не движимости. Таким образом, администрация обоснованно обратилась в регистрирующий орган за госрегистрацией спорного объекта, представив для этого необходимый пакет документов. Из технического паспорта объекта – воздушная линия 0,4 кВ, составленного также по состоянию на 25.09.2009, протяженность воздушной линии – 2 982 м, в том числе протяженность: провод АГ – 2,982 м, количество опор деревянных -61 шт. Сведения указанные в экспликации технического паспорта также отражают, что общая протяженность воздушной сети низкого напряжения – 2982 м, опор деревянных из пропитанного леса – 61 шт. Таким образом, в данном случае по своим конструктивным и техническим особенностям воздушная линия электропередачи представляет собой стационарный объект, состоящих из опор, имеющих прочную связь с землей, и проводов. В отличие от движимых вещей воздушные линии электропередачи высокого напряжения создаются как электротехнический объект в строго определенном месте в соответствии с правилами устройства электроустановок (утверждены приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 №187). Согласно указанным правилам проектирование опор, фундаментов и оснований должно производиться с учетом характера местности, физико-механических свойств грунта, климатических и иных условий, от которых зависят оказываемые на конструкцию нагрузки и воздействия. Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что демонтаж воздушной линии электропередачи и ее последующий монтаж на новом месте повлечет уничтожение прежнего объекта собственности, поскольку воздушная линия прочно связана с местом своего размещения и не может быть механически перемещена и смонтирована в ином месте. Создание на новом месте воздушной линии электропередачи будет являться не восстановлением прежнего объекта, а созданием нового объекта с разработкой новой проектной документации, производством монтажных работ и оформлением новой приемо-сдаточной документации в объеме, предусмотренной строительными нормами и правилами. Следовательно, сооружение - «Воздушная линия», протяженностью 2982 м, расположенный в Хабаровском крае, районе имени Лазо в границах с. Гвасюги, прочно связано с землей, в связи с чем отсутствует возможность перемещения этого объекта без причинения ущерба его назначению. Возражения уполномоченного органа о том, что именно на него возложена обязанность установления отнесения данного объекта к недвижимости, отклоняются в силу следующего. Согласно абзацам 3, 4 пункта 1 статьи 13 Закона государственной регистрации в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 32 Методических указаний по порядку проведения Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2010 по делу n К. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|