Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу n А2-6016/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3597/2014

 

05 августа 2014 года

г. Хабаровск

 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года. Полный текст  постановления изготовлен 05 августа 2014 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Михайловой А.И.

судей                                       Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.

при участии  в заседании:

от Администрации города Благовещенска:  не явились;

от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области: не явились;

от Министерства финансов Амурской области: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области

на решение от  28.05.2014

по делу № А04-1987/2014

Арбитражного суда Амурской области

принятое судьей Башариной С.В.

по иску Администрации города Благовещенска

к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области

о  взыскании 2 253 603 руб.

третье лицо: Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области

УСТАНОВИЛ:

администрация города Благовещенска обратилась в арбитражный суд Амурской области обратилась с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков городского бюджета муниципального образования города Благовещенска в размере 2 253 603 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области (третье лицо).

Решением суда от 28.05.2014 заявленный иск удовлетворен.

Не согласившись с решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в иске отказать.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили.

Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующе обстоятельства.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 18.07.2013 (дело № 2-6016/2013) удовлетворены исковые требования прокурора города Благовещенска в защиту прав и законных интересов Захватовой Натальи Евгеньевны, на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность предоставить Захватовой Наталье Евгеньевне в лице законного представителя Захватовой Татьяны Николаевны вне очереди на условиях социального найма жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 18 кв. метров., и дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты площадью не более 15 кв.м.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 06.11.2013 решение Благовещенского городского суда от 18.07.2013 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации г. Благовещенска без удовлетворения.

Определением Благовещенского городского суда от 20.01.2014 изменен способ исполнения решения суда от 18.07.2013 по гражданскому делу по иску прокурора г. Благовещенска в защиту прав и законных интересов Захватовой Н.Е. к администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а именно с администрации г. Благовещенска в пользу Захватовой Н.Е. в лице законного представителя Захватовой Т.Н. взысканы денежные средства в сумме 2 253 603 руб.

Платежным поручением от 16.05.2014 № 669 администрация г. Благовещенска перечислила Захватовой Татьяне Николаевне во исполнение указанных судебных постановлений 2 253 603 руб.

Полагая, что обеспечение органом местного самоуправления Захватовой Н.Е., как ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, жилым помещением является по своему правовому содержанию исполнением обязательств Российской Федерации, администрация г. Благовещенска Амурской области обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.  

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности.

Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда в связи со следующим.

В соответствии преамбулой федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов, в том числе по обеспечению жилыми помещениями, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона № 181-ФЗ установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом, такое обеспечение, исходя из содержания названной нормы, может производиться, в том числе путем предоставления жилых помещений инвалидам на условиях социального найма.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, решением Благовещенского городского суда Амурской области от 18.07.2013, вступившим в законную силу, установлено, что Захватова Н.Е., 12.03.2006 года рождения, является ребенком - инвалидом, относится к гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16.06.2006, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление жилья.

Постановлением администрации г. Благовещенска № 1900 от 22.04.2013 Захватова Н.Е. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке.

Поскольку Захватова Н.Е. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке, после 01.01.2005, в соответствии со ст. 17 ФЗ Закона № 181-ФЗ обеспечение жилым помещением должно производиться в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу требований части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями.

Исходя из положений части 3 указанной статьи жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Между тем, категориям граждан, определенным в Федеральных законах, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Кроме того, положениями статьи 17 Закона № 181-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.

Статьей 1 Закона Амурской области от 18.01.2007 № 284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области» предусмотрено, что признание граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 6 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области».

В соответствии с частью 1 статьи 11  Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» от 1.09.2005 № 38-ОЗ (далее – Закон Амурской области № 38-ОЗ), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В силу положений части 6 статьи 4 Закона Амурской области от № 38-ОЗ к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относятся, в том числе предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 № 1563-О-О Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции произведено обеспечение Захватовой Н.Е., являющейся ребенком-инвалидом, страдающей тяжелым хроническим заболеванием, жилым помещением во внеочередном порядке, то есть выполнение государственных полномочий, являющихся расходными обязательствами Российской Федерации.

Положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Таким образом, исходя из смысла приведенных норм права, возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений инвалидам, законодатель предполагал полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации),

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу n А73-9768/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также