Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 по делу n А24-6/2008. Изменить решение
Пятый арбитражный апелляционный суд г.Владивосток, ул. 1-ая Морская, 2 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Еарбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело № А24-6/2008 «15» сентября 2008 г. 05АП-1111/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2008г., Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2008г. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Ротко Л.Ю. судей: И.Л. Яковенко, Н.А. Скрипка при ведении протокола судебного заседания: судьей Л.Ю. Ротко
при участии в судебном заседании представителей: стороны в судебное заседание не явились о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю на решение от 30 июня 2008 г. по делу А24-6/2008 Арбитражного суда Камчатской области судьи Стриж Ж.А. по иску Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи» к Министерству финансов Камчатского края, Министерству финансов РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - Государственное учреждение «Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерство труда и социального развития Камчатского края, Управление федерального казначейства по Камчатскому краю, о взыскании 9 968 рублей 23 копеек
установил: Открытое акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи» (далее – ОАО «Дальсвязь») обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском о взыскании с публичного образования – субъекта Российской Федерации – Камчатского края в лице его финансового органа Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области убытков в сумме 11 726 рублей 52 копеек, связанных с предоставлением истцом за счет собственных средств льгот за пользование услугами телефоном и проводным вещанием (радиофикацией) гражданам. Определением суда от 21.02.2008 г. в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области на Министерство финансов Камчатского края. Этим же определением к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ. Определением суда от 30.05.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство труда и социального развития Камчатского края и Управление федерального казначейства по Камчатскому краю. В судебном заседании 30.06.2008 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшена сумма иска до 9 968 рублей 23 копеек. В судебном заседании 30.06.2008 судом отказано в удовлетворении ходатайства Министерства финансов РФ о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет с пора, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, поскольку прав и обязанностей названного лица судебный акт не затрагивает. Также отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании у истца дополнительных доказательств – удостоверений льготников, счета (квитанции) на оплату льготниками сумм за пользование услугами связи, договоры об оказании услуг связи со льготниками, нормативные документы о действующих тарифах в 2004 году, поскольку истец в нарушение статьи 66 АПК РФ не представил доказательств невозможности самостоятельного их получения. Судом произведено изменение наименования ГУ «Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий» на Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» применительно к положениям статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решением суда от 30.06.2008 произведена замена Государственного учреждения «Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий» на Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», принято уменьшение требований до 9 968 рублей 23 копеек. С Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи» взыскано 9 968 рублей 23 копеек убытков, 500 рублей госпошлины. Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края от ответственности освобожден. Обжалуя решение суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю просит его отменить, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно отклонен довод о пропуске срока исковой давности, поскольку Министерство финансов РФ привлечено в качестве ответчика к участию в деле 04 апреля 2008 года, то есть после истечения срока исковой давности. По мнению заявителя апелляционной жалобы, истец документально не доказал факт предоставления льготы по каждому лицу и понесенные в результате убытки. Открытое акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи», Министерство финансов Камчатского края, Министерство финансов РФ, Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерство труда и социального развития Камчатского края, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. В судебном заседании судом удовлетворено ходатайство Управления федерального казначейства по Камчатскому краю о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии с частями 2,3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи», Министерства финансов Камчатского края, Министерства финансов РФ, Краевого государственного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерства труда и социального развития Камчатского края, Управления федерального казначейства по Камчатскому краю по имеющимся материалам дела. Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к выводу, что решение подлежит изменению в силу следующих обстоятельств: Как следует из материалов дела, ОАО «Дальсвязь» в период с января по декабрь 2004 года включительно, оказывая услуги телефонной связи и проводного вещания (радиофикации), предоставило определенной категории граждан г. Елизово и Елизовского района Камчатского края льготу по оплате этих услуг в размере 50 %. Данная льгота была установлена на федеральном уровне Указом Президента РФ от 15.10.1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны». Объем предоставленных льгот и источники их осуществления аналогичны установленным для инвалидов и участников Великой Отечественной войны ст. ст. 14, 15 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ. Всего истцом было предоставлено льгот (с учетом уточнения размера требований) на сумму 9.968 руб. 23 коп. Поскольку денежные средства в качестве компенсации за оказанные льготы истцу выплачены не были, он обратился в суд с настоящим иском о взыскании убытков. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующему. Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. В соответствии с пунктом 1 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, финансирование указанных льгот производится за счет средств федерального бюджета. Действие указанных Правил продлено на 2004 год Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80. Согласно вышеназванным Правилам, возмещение операторам связи соответствующих расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направленных Министерству труда РФ как главному распорядителю бюджетных средств, наделенному такими полномочиями на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.2003 N 186-ФЗ, которое в пределах выделенных Министерством финансов РФ средств распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 №536 «О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и утвержденным им Порядком предоставления средств на реализацию предоставленных указанными законами льгот, средства на реализацию льгот инвалидам предусматриваются в федеральном фонде компенсаций и направляются субъектам РФ. Расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований, а также учреждениями и другими получателями бюджетных средств указанного назначения. Действие указанного Порядка продлено на 2004 год Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80. Таким образом, средства на реализацию льгот, установленных федеральным законом, являются средствами федерального бюджета. В соответствии со статьями 72, 76 Конституции РФ и статьей 6 ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ от 24.06.1999 №119-ФЗ, разделение полномочий РФ и субъектов РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Согласно ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» от 24.01.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам. В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий. В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса РФ, исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализаций решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов бюджетных уровней. Из изложенного следует, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов должно осуществляться путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам. Постановлениями Правительства РФ от 15.08.2001 №584 «О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года» предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов. Судом установлено, что целевых средств федерального бюджета на компенсацию расходов по предоставлению льгот на основании Указа Президента РФ от 15.10.1992 г. № 1235 в бюджет Камчатской области не поступало. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось. Из предусмотренных средств в бюджете Камчатской области на 2004 год компенсация расходов истца также не была произведена. Таким образом, в результате бездействия, выразившегося в непредоставлении денежных средств из федерального бюджета, истцу в установленном порядке не были компенсированы понесенные им затраты по предоставлению льгот по оплате услуг связи отдельным категориям граждан, которым эти льготы установлены публично-правовым образованием Российской Федерацией, в связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ответственность за причиненные истцу убытки в соответствии со статьями 16, 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов. В Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 по делу n А51-5218/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|