Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А51-4017/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-4017/2015

31 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 30 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего В.В. Рубановой,

судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточного таможенного управления,

апелляционное производство № 05АП-5665/2015

на решение от 08.05.2015

судьи Л.П. Нестеренко

по делу № А51-4017/2015 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВЭД-СЕРВИС» (ИНН 2540078534, ОГРН 1022502283540, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.04.2001)

о признании незаконными решений Дальневосточного таможенного управления (ИНН 2540015492, ОГРН 1022502268887, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.11.2002) от 03.12.2014                №№ РКТ-10700000-14/000072, РКТ-10700000-14/000073 о классификации товаров по ТН ВЭД ТС,

третьи лица: Находкинская таможня, общество с ограниченной ответственностью «Импэкс Сервис»,

при участии:

от ООО «ВЭД-СЕРВИС»: представитель Казакова О.П. по доверенности от 01.01.2015 № 24 сроком до 31.12.2017, паспорт;

от Дальневосточного таможенного управления: представитель Савченко Т.Л. по доверенности от 29.04.2015 № 69 сроком до 31.12.2015, удостоверение;

от Находкинской таможни, ООО «Импэкс Сервис»: не явились,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ВЭД-СЕРВИС» (далее - общество, декларант, ООО «ВЭД-СЕРВИС») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Дальневосточного таможенного управления (далее - таможенный орган, управление) от 03.12.2014 №№ РКТ-10700000-14/000072, РКТ-10700000-14/000073 о классификации товаров по ТН ВЭД ТС.

Решением от 08.05.2015 суд первой инстанции удовлетворил требование общества, признал незаконными оспариваемые решение таможенного органа.

Не согласившись с указанным судебным актом, управление обжаловало его в порядке апелляционного производства как принятый с нарушением норм материального права.

В обоснование своей позиции таможенный орган указал, что при классификации товаров внутри товарной позиции 2202, выбранной декларантом, первоочередное значение имеет категория напитка, определяемая его ингредиентным составом.

В случае, если товар представляет собой не просто водный раствор сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, а в его состав включены такие компоненты как: кофе, какао, молоко, сухие растительные сливки, сок, кусочки алоэ и т.д., то его следует классифицировать в субпозиции 2202 90 ТН ВЭД ТС «прочие», поскольку такой напиток не относится к категории товаров «воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ» (субпозиция                     2202 10 000 0 ТН ВЭД ТС).

Поскольку в ингредиентный состав спорного товара - напиток «Алоэ Вера» включены, в том числе сок и измельченная мякоть листьев алоэ, его следует классифицировать в субпозиции 2202 90 ТН ВЭД ТС.

По утверждению управления, сок и мякоть листьев растения алоэ не относятся к вкусо-ароматическим веществам, которые обладают основной функцией ароматизатора, а являются растительными компонентами, обладающими лечебными свойствами и имеющими энергетическую ценность.

Также таможенный орган сослался на судебную практику по делам со схожими фактическими обстоятельствами.

В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опроверг, озвучил позицию, по содержанию соответствующую тексту письменного отзыва на жалобу, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители Находкинской таможни, ООО «Импэкс Сервис» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу управления в отсутствие представителей третьих лиц по имеющимся в деле документам.

Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.

ООО «ВЭД-СЕРВИС» является таможенным представителем (Свидетельство о включении в реестр таможенных представителей                         № 0100/01) и оказывало услуги таможенного оформления участнику внешнеэкономической деятельности Обществу с ограниченной ответственностью «Импэкс Сервис», в адрес которого в марте и апреле 2014 года были поставлены товары из КНР.

В целях таможенного оформления данных товаров общество подало декларации на товары (далее - ДТ) №№ 10714040/240314/0011064 и 10714040/170414/0014584.

В указанных декларациях заявлены напитки сокосодержащие, безалкогольные, негазированные, содержащие вкусо-ароматические вещества – натуральный сок алоэ вера, без ГМО, без тонизирующих веществ, следующих видов (маркировки): «AMA ALOE VERA ORIGINAL», «AMA ALOE VERA МАНГО», «AMA ALOE VERA ГРАНАТ», «AMA ALOE VERA ЛАЙМ». 

В графах 33 ДТ товар классифицирован декларантом по коду 2202 10 0000 ТН ВЭД ТС, таможенные платежи рассчитаны исходя из ставки ввозной таможенной пошлины 8% (графы 47).

Товары выпущены для внутреннего потребления.

В июне 2014 ООО «Импэкс Сервис» ввезло аналогичный товар того же производителя и задекларировало его по ДТ № 10714040/100614/0022647. В процессе таможенного контроля был произведен отбор проб и образцов продукции (акт отбора проб и образцов № 10714040/160614/0022647 от 16.05.2014), назначена таможенная экспертиза. В результате экспертизы установлено, что исследованная продукция является безалкогольными негазированными напитками, содержащими растительные компоненты, изготовлены с добавлением сахара, измельченной мякоти листьев алоэ, лимонной и фосфорной кислоты, вкусо-ароматических веществ (заключение таможенного эксперта от 18.08.2014 № 03/1947/2014).

В период с 16.05.2014 по 03.12.2014 управлением проведена камеральная таможенная проверка ООО «Импэкс Сервис». По результатам указанной проверки решения таможенного поста «Морской порт Восточный» Находкинской таможни о подтверждении классификационного кода ТН ВЭД ТС товаров по ДТ №№ 10714040/240314/0011064 и 10714040/170414/0014584 признаны не соответствующими законодательству Таможенного союза и отменены. Приняты решения №№ РКТ-10700000-14/000072, РКТ-10700000-14/000073 по классификации товаров по ТН ВЭД ТС, согласно которым определен код товаров по ТН ВЭД ТС 2202 90 1009.

Не согласившись с указанными решениями, посчитав, что принятые решения не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, ООО «ВЭД-СЕРВИС» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, коллегия считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 50 ТК ТС Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

Согласно пункту 1 статьи 51 ТК ТС ТН ВЭД основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы (пункт а) статьи 1 указанной Международной конвенции).

Статьей 52 ТК ТС предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД (пункт 1). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2). В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3). Коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 этого Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров (пункт 4).

ТН ВЭД утверждается Комиссией Таможенного союза (пункт 2 статьи 51 ТК Таможенного союза).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (на момент декларирования спорных товаров действовавшим  в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2014) утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и установлены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

В приложении к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (ЕТТ ТС) установлены Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Классификация товаров осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС (далее - ОПИ ТН ВЭД ТС), являющимися составной частью Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТН ВЭД), Положение о порядке применения ЕТН ВЭД утверждено Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522.

В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп в ТН ВЭД приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями, содержащимися в правилах 2 - 5 ОПИ.

Подпункт «а» правила 3 ОПИ ТН ВЭД предусматривает, что в случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение следует отдавать той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Систематизация товаров осуществляется по нескольким основным критериям: по материалу, из которого они изготовлены; по функциям, которые они выполняют; по степени обработки, при этом предусмотрена более специфическая детализация для отдельных видов товаров.

Положением о порядке применения Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 предусмотрены следующие разъяснения.

Основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.

ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

Пунктом 7 данного Положения определена последовательность действий

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А51-10241/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также