Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2015 по делу n А59-1225/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-1225/2015

13 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 08 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества  "Управление по обращению с отходами",

апелляционное производство № 05АП-5643/2015

на решение от 27.05.2015

судьи Е.С.Логиновой

по делу № А59-1225/2015 Арбитражного суда Сахалинской области,

принятое в порядке упрощённого производства,

по заявлению открытого акционерного общества  «Управление по обращению с отходами» (ИНН 6501269229, ОГРН 1156501000336, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.01.2015)

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (ИНН 6501152735, ОГРН 1046500639998, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.09.2004) о назначении административного наказания от 19.03.2015 № ЕБ-03-005/2015,

при участии: стороны не явились,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Управление по обращению с отходами» (далее – заявитель, ОАО «Управление по обращению с отходами»,  общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспиророднадзора) по Сахалинской области (далее – управление, Росприроднадзор) о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2015 № ЕБ-03-005/2015, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100.000 рублей.

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 № 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 27.05.2015 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы со ссылкой на Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 № 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов" заявитель указывает, что поскольку обществом были предприняты все меры для включения объекта «Полигон ТБО Смирных» в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), о чем свидетельствует письменное обращение общества в адрес Роприроднадзора о включении эксплуатируемых объектов в ГРОРО, то вина общества в совершении вменяемого правонарушения отсутствует, что является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Росприроднадзор по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, Росприроднадзора не явилиcь, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266  АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу общества в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 29.01.2015 в адрес управления поступило обращение гражданина Бабунова А.Г. о нарушении ОАО «Управление по обращению с отходами» законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по размещению отходов производства и потребления.

10.02.2014 управлением вынесено определение № ЕБ-03-005/2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе проведения надзорных мероприятий управлением выявлено несоблюдение обществом пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон №89-ФЗ).

Усмотрев в действиях общества признаки противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, Росприроднадзор 10.03.2015 составил в отношении ОАО «Управление по обращению с отходами» протокол об административном правонарушении №ЕБ-03-005/2015.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов административного производства должностное лицо управления вынесло постановление № ЕБ-03-005/2015 от 19.03.2015, которым общество признано виновным в совершении вмененного правонарушения и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 рублей.

  Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает его права, ОАО «Управление по обращению с отходами» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и отзыве Росприроднадзора на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Согласно статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ), Законом № 89-ФЗ, Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ).

Закон № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Закон № 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Законом № 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В рассматриваемом случае из оспариваемого постановления следует, что объект размещения отходов «Полигон ТБО Смирных» не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, что явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Поскольку диспозиция статьей 8.2 КоАП РФ определяет объективную сторону предусмотренного названной нормой правонарушения через понятие деятельности по обращению с отходами производства и потребления, применительно к рассматриваемому делу подлежат установлению факт осуществления обществом соответствующего вида деятельности и наличие конкретных, предъявляемых именно к данному виду деятельности, экологических и санитарно-эпидемиологических требований, обязательных к исполнению.

ОАО "Управление по обращению с отходами" (приватизировано путем преобразования из унитарного предприятия Сахалинской области «Управление по обращению с отходами») зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области 29.01.2015.

Согласно пункту 2.1 Устава ГУП СО "Управление по обращению с отходами" создано с целью обеспечения и проведения работ по обращению с отходами на территории Сахалинской области, получения прибыли от производственной деятельности.

Основными видами деятельности общества является содержание и эксплуатация действующих полигонов (свалок) твердых бытовых отходов, мусороперегрузочных и мусоросортировочных пунктов и другие, выполнение работ по разработке проектов рекультивации и проведение работ по рекультивации твердых бытовых отходов и других объектов, проведение независимого экологического мониторинга в период подготовительных и строительных работ, эксплуатации и ликвидации объектов инфраструктуры, осуществление экологического сопровождения хозяйствующих субъектов, проектной документации предприятий, разработка схем санитарной очистки населенных пунктов от твердых бытовых и промышленных отходов, организация централизованного сбора, подготовки, переработки и реализации вторичных ресурсов (пункт 2.3 Устава).

Судом первой инстанции верно установлено, что общество имеет договоры на оказание услуг по приему и размещению ТБО на объекте размещения отходов «Полигон ТБО Смирных», расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года подтверждают факт осуществления обществом деятельности, связанной с отходами, в том числе IV класса опасности. Более того, согласно журналу учета движения отходов производства и потребления за период с 15.08.2014 по 11.02.2015 размещено отходов на объекте размещения отходов «Полигон ТБО Смирных» в количестве 3200, 3 метров кубических.

В силу вышеперечисленного на общество, как на лицо, специализирующееся на деятельности по обращению с отходами, возлагается обязанность по соблюдению законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе, по внесению объекта размещения отходов «Полигон ТБО Смирных» в ГРОРО.

Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.

Исходя из содержания пунктов 18 - 20 Порядка ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2015 по делу n А51-6258/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также