Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А24-40/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-40/2015

21 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 18 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Н. Номоконовой,

судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Крепость»,

апелляционное производство № 05АП-3618/2015

на решение от 26.03.2015

судьи Д.Н. Довгалюка

по делу № А24-40/2015 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Крепость» (ИНН 4101164490, ОГРН 1144101003232, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.07.2014)

к Министерству экономического развития, предпринимательства и торговли

Камчатского края (ИНН 4101156001, ОГРН 1134101000450, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.02.2013)

о признании незаконным приказа от 19.12.2014 № 854-п об отказе в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции,

при участии:

от ООО «Крепость»: представитель Матвеенко А.В. по доверенности от 20.02.2015, сроком до 20.02.2018, удостоверение №55,

от Министерства экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Крепость» (далее – ООО «Крепость», Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным приказа Министерства экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края (далее – административный орган, Министерство) от 19.12.2014 № 854-п об отказе в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Решением арбитражного суда от 26.03.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано, в связи с чем Общество обратилось с рассматриваемой апелляционной жалобой, в обоснование которой сослалось на то, что собственник здания, в котором расположено арендуемое Обществом в целях осуществления подлежащей лицензированию деятельности помещение, вправе самостоятельно определять вид осуществляемой в таком здании деятельности; наименование здания не предопределяет вид и направленность осуществляемой в нём деятельности; организация того или иного типа рынка является правом, а не обязанностью юридического лица, и отсутствие разрешения на организацию соответствующего типа рынка указывает на то, что в данном случае рынок в здании, где находится арендуемое Обществом помещение, отсутствует. По мнению апеллянта, ввиду названных обстоятельств у административного органа не имелось оснований для отказа в выдаче испрашиваемой Обществом лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Министерством в суд апелляционной инстанции представлен отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что факт нахождения рынка на первой этаже здания по ул. Пограничная, в г. Петропавловск-Камчатском установлен в ходе внеплановой выездной проверки. Указывает, что заявителем испрашивается лицензия на право розничной продажи алкогольной продукции в помещении, расположенном на первом этаже здания, на котором и расположен рынок, в то время как фотографии бутиков, мест общественного питания и салонов красоты сделаны обществом на других этажах здания, где реализация алкогольной продукции обществом не предполагается. В связи с этим полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Министерство, надлежащим образом извещённое о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанного лица.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

21.11.2014 Общество обратилось в Министерство с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в нежилом помещении № 45 (магазин «Крепость»), расположенном на 1 этаже здания Универсального рынка по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная.

С целью установления соответствия (несоответствия) представленных сведений и помещений, которые предполагается использовать лицензиатом при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, лицензионным требованиям, приказом Министерства от 24.11.2014 № 757-п назначено проведение внеплановой выездной и документарной проверки.

В ходе проведения проверки установлено, что на 1 этаже здания Универсального рынка, где находится принадлежащий Обществу магазин «Крепость», расположен продовольственный и вещевой рынок.

Результаты проверки отражены в акте от 19.12.2014 № 262.

Приказом Министерства от 19.12.2014 № 854-п Обществу отказано в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Письмом от 19.12.2014 № 37.06/5440 Министерство сообщило Обществу, что основанием для отказа в выдаче лицензии послужило несоответствие помещения заявителя требованиям, установленным абзацем 5 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», поскольку магазин «Крепость», в котором предполагается розничная продажа алкогольной продукции, расположен на 1 этаже здания Универсального рынка.

Не согласившись с принятым решением об отказе в выдаче лицензии, Общество обратилось в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требования о признании данного решения незаконным.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон  171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе розничная продажа алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 10 статьи 18 Закона № 171-ФЗ, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3.2 статьи 19 Закона № 171-ФЗ определён перечень документов, предоставляемых заявителями в лицензирующий орган для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов и в письменной форме с указанием причин отказа направляется организации в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения (пункты 7 и 8 статьи 19 Закона № 171-ФЗ).

В силу подпункта 6 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.

При этом абзацем 5 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках.

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 271-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 271-ФЗ розничным рынком является имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией (пункт 8 статьи 3 Закона № 271-ФЗ).

 Согласно части 1 статьи 4 Закона № 271-ФЗ рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.

В силу части 3 статьи 4 Закона № 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, при оценке законности принятия административным органом оспариваемого решения об отказе в выдаче лицензии на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией надлежит установить, соответствует ли объект недвижимого имущества (здания), в котором находится арендуемое Обществом помещение, понятию розничного рынка, предусмотренному пунктом 2 статьи 3 Закона № 271-ФЗ.

Из материалов следует, что обществом с ограниченной ответственностью «Комета» по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, улица Пограничная, осуществляется эксплуатация капитального «Здания универсального рынка», на первом этаже которого расположено нежилое помещение № 45 площадью 57,4 кв.м, переданное Обществу по договору аренды № 1 от 01.09.2014 (л.д. 71-74).

Согласно кадастровой выписке об объекте недвижимого имущества (л.д. 113-114) и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 84-94), арендуемое Обществом помещение расположено в нежилом здании универсального рынка общей площадью 15040,5 кв.м.

Представленными в материалы дела фотографиями внутренних помещений первого этажа здания универсального рынка подтверждается наличие торговых мест (павильонов, лотков и пр.) (л.д. 127-130); на фотографии входа в здание видна выполненная крупным шрифтом и размещённая на козырьке над входом надпись «Рынок» (л.д. 131); среди прочих организаций в здании имеется лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы (л.д. 132).

Судом первой инстанции из плана (схемы) расположения арендуемого Обществом помещения (л.д.75) и пояснений представителя Общества установлено, что арендуемое для осуществления лицензируемого вида деятельности помещение № 45 площадью 57,4 кв.м не имеет отдельного входа со стороны улицы, вход в него осуществляется через общий вход первого этажа здания универсального рынка. Данный вывод лицензирующего органа обществом не оспорен и не опровергнут, и имеющимися в деле

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А51-34428/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК)  »
Читайте также