Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу n А51-31073/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-31073/2014

07 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 30 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой

судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мусаевой Татьяны Геннадьевны

апелляционное производство № 05АП-3484/2015

на решение от 23.03.2015

судьи Л.П. Нестеренко

по делу № А51-31073/2014 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению индивидуального предпринимателя Мусаевой Татьяны Геннадьевны (ИНН 253800474919, ОГРН 305253807600073, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 17.03.2005)

к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009), к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2540017588, ОГРН 1042504351053, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.01.2004)

об оспаривании решений;

при участии:

от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 02.12.2014 № 27/1-1-4915, сроком до 31.12.2015, удостоверение № 4598;

от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Подольский А.С. по доверенности от 22.12.2014 № 20/43013, сроком по 30.06.2015, удостоверение № 1123;

от ИП Мусаевой Т.Г.: представитель Самборская Л.В. по доверенности от 02.09.2014 25 АА 1345207, сроком на три года, паспорт;

 

УСТАНОВИЛ:

 

Индивидуальный предприниматель Мусаева Татьяна Геннадьевна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 07.05.2014 № 814, распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22.08.2014 № 2245-рз.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

 Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, индивидуальный предприниматель Мусаева Татьяна Геннадьевна обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе  предприниматель указывает, что Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока неправомерно отменило ранее изданное им распоряжение на основании протеста прокурора. Полагает, что в рассматриваемом случае принесением протеста прокуратура фактически подменила собой орган местного самоуправления.

Считает, что нахождение части земельного участка в охраной зоне кабельной линии 0,4 кВ не является основанием для отмены ранее изданного распоряжения, а может являться лишь основанием для установления соответствующих ограничений для правообладателя земельного участка. 

Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, факт наличия ранее сформированного земельного участка для целей, не связанных со строительством, не препятствует предоставлению указанного земельного участка для испрашиваемых целей, связанных со строительством.

Судом первой инстанции не дана оценка тому, что заявитель при обращении с заявлением о предоставлении спорного земельного участка под строительство одновременного подал заявление о прекращении договора аренды земельного участка, используемого предпринимателем для целей, не связанных со строительством.

Приводит доводы об отсутствии у Департамента полномочий на отмену ранее принятых распоряжений.

До рассмотрения жалобы по существу в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 30.04.2015 представитель предпринимателя заявила отвод судье Н.Н. Анисимовой по мотиву сомнения в беспристрастности судьи.

Рассмотрев заявленный отвод в порядке статей 21, 25 АПК РФ, состав суда определением от 30.04.2015 отказал в его удовлетворении.

В судебном заседании представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на доводы апелляционной жалобы возразили, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.   

От Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

Из материалов дела судом установлено, что 24.06.2013 индивидуальный предприниматель Мусаева Татьяна Геннадьевна обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 157 кв.м. с кадастровым номером 25:28:010037:155 в районе ул. Адмирала Кузнецова, 88 в г. Владивостоке, для строительства продуктового магазина с предварительным согласованием места размещения объекта. При этом заявитель указал, что арендует данный земельный участок по договору от 11.09.2011 № 01-Ю-14647 для целей, не связанных со строительством.

Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 20.11.2013 № 2360 предпринимателю был выдан акт о выборе земельного участка, утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.

20.01.2014 Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края было издано распоряжение № 66-рз о предварительном согласовании места размещения объекта на выбранном земельном участке, утвержден акт о выборе.

Впоследствии, на основании заявления предпринимателя Мусаевой Т.Г. от 19.02.2014 Департамент издал распоряжение от 24.03.2014 № 660-рз об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:010037:155 с «для целей, не связанных со строительством (размещение временного магазина)» на один из основных видов разрешенного использования, указанных в градостроительном регламенте для территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3): «объекты розничной торговли», цель предоставления - для строительства продуктового магазина.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 15.04.2014 № 25/00-14-134111 изменение вида разрешенного использования земельного участка 25:28:010037:155 внесено в государственный кадастр недвижимости.

 Распоряжением от 07.05.2014 № 814 Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока со ссылкой на протест прокурора г. Владивостока от 25.04.2014 № 7-26-2014 отменило свое распоряжение от 20.11.2013 № 2360.

В свою очередь, учитывая распоряжение Управления от 07.05.2014 № 814, Департамент распоряжением от 22.08.2014 № 2245-рз отменил распоряжения от 20.01.2014 № 66-рз и от 24.03.2014 № 660-рз.

Предприниматель посчитала, что распоряжение УГА от 07.05.2014 № 814 и распоряжение Департамента от 22.08.2014 № 2245-рз не соответствуют закону и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и оспорила их в арбитражном суде.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Из пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-1) следует, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 указанного Закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 23 Закона № 2202-1 установлено, что протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

Частью 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, в том числе при поступлении соответствующего протеста прокурора. При этом отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.

Как установлено судебной коллегией, обосновывая правомерность оспариваемого заявителем распоряжения от 07.05.2014 № 814, УГА со ссылкой на протест прокуратуры указывает на нарушение порядка формирования спорного земельного участка и считает, что основания для принятия распоряжения от 20.11.2013 № 2360 у него отсутствовали.

Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент формирования земельного участка) установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с пунктом 2 этой же статьи 31 орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 указанного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).

В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Как следует из материалов дела, распоряжением УГА от 20.11.2013 № 2360 заявителю

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу n А59-27/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также