Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 по делу n А59-2039/07С-19. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННОЫЙ СУД 690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская,2,4. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
г. Владивосток Дело № А59-2039/07 С-19 14 августа 2008 года 05АП-457/2008 Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании «07» августа 2008 г., мотивированное постановление изготовлено «14» августа 2008 г. на основании статьи 176 АПК РФ.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: О.Ю. Еремеевой, судей: З.Д. Бац, Г.А. Симоновой при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Я.А. Ворожбит при участии в заседании: от Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области главный специалист –эксперт Галкина Е.А. по доверенности № 55 от 04.08.2008 сроком действия до 31.12.2008, удостоверение № ТО 035198 сроком действия до 27.12.2011 рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Сахалинской области на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23.05.2008 по делу № А59-2039/07-С19, принятого судьей С.О. Кучеренко по заявлению прокурора Сахалинской области к территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Сахалинской области третье лицо Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области в лице отдела судебных приставов по Корсаковскому району о признании незаконным действия по отказу в приеме от отдела судебных приставов по Корсаковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области судна СРТМ «Первореченск» и возложении на управление обязанности по принятию спорного судна.
Установил:
Прокурор Сахалинской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Сахалинской области (далее – управление) по отказу в приеме от отдела судебных приставов по Корсаковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области судна СРТМ «Первореченск» и возложении на управление обязанности по принятию спорного судна. Определением суда от 16.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области в лице отдела судебных приставов по Корсаковскому району (далее – отдел судебных приставов). Заявление мотивировано тем, что указанные действия управления не соответствуют требованиям Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2003 № 311, Постановлению Правительства РФ от 08.04.2004 № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным существом», Федеральному закону «Об исполнительном производстве», и нарушают интересы Российской Федерации. Решением суда от 23.05.2008 действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о Сахалинской области по отказу в принятии от отдела судебных приставов по Корсаковскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области судна СРТМ «Первореченск» признаны незаконными. В апелляционной жалобе управление просит принятый по делу судебный акт отменить, в удовлетворении заявления прокурора отказать. В обоснование жалобы ответчик приводит доводы о том, что данный спор неподведомственен арбитражному суду, поскольку арбитражный суд не вправе рассматривать споры в рамках исполнительного производства по делам, решения по которым он не принимал. Считает, что прокурор не имеет права на обращение в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействии) государственных органов. Кроме того, прокурором не доказано нарушение оспариваемыми действиями прав и законным интересов Российской Федерации в сфере экономической деятельности. Также указывает на отсутствие оснований для возникновения у Российской Федерации права собственности на спорное судно, так как соответствующего судебного решения не имеется. Заявитель сослался на отсутствие судна как недвижимого имущества в связи с потерей им мореходных качеств и нецелесообразностью его восстановления, и необходимостью установления судебным приставом правого статуса такого имущества. Не согласен ответчик с прокуратурой в части доводов о том, что до исключения из Государственного реестра судов судно остается недвижимым имуществом. Со ссылкой на Определение Конституционного суда от 05.07.2001 № 154-о указывает, что права возникают и прекращаются не государственной регистрацией, а правоустанавливающими документами. Статус судна как недвижимой вещи прекратился с фактической гибелью судна. Ответчик пояснил, что Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», действовавшим в период спорных отношений, установлено правило, согласно которому взыскатель вправе отказаться о приема имущества. Кроме того, ответчик ссылается на пропуск прокурором трехмесячного срока, установленного ст. 198 АПК РФ для обращения в суд с настоящим заявлением. В отзыве на апелляционную жалобу прокуратура Сахалинской области решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения. В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оспариваемое решение оставить без изменения. Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта в силу следующего. Из материалов дела установлено, что судья Южно-Сахалинского городского суда Чухрай А.И., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юк Сервис», постановлением от 30.06.2006 № 50174/06 признал последнего виновным в совершении административного правонарушения. подвергнул административному взысканию, а также постановил конфисковать рыболовное судно СРТМ «Первореченск». Судебным приставом-исполнителем Корсаковского ОСП по Корсаковскому району УФССП по Сахалинской области на основании указанного постановления Южно-Сахалинского городского суда 31 августа 2006 возбуждено исполнительное производство. 24.11.2006 в отношении СРТМ «Первореченск» вынесено постановление судебного пристава-исполнителя «О наложении ареста», на основании которого на судно наложен арест, о чем составлен акт. 06.12.2006 отделом судебных приставов в управление направлен пакет документов по исполнительному производству для принятия по акту приема-передачи спорного судна для дальнейшего обращения в собственность государства: 11.12.2006 входящий № 3048 в адрес Территориального управления Росимущества по Сахалинской области поступило сообщение судебного пристава-исполнителя по Корсаковскому району о предложении принять СРТМ «Первореченск», 27.04.2007 было направлено предписание об исполнении требований исполнительного документа. Письмами от 16.01.2007, от 04.05.2007, управление отказало в подписании акта приема-передачи данного судна, указав, что при конфискации морского судна судебный пристав-исполнитель должен не только изъять имущество из владения и передать его Росимуществу, но и выполнить все формальности, связанные с регистрацией прекращения прав на судно. Если с момента ареста до принятия конфискуемого имущества в федеральную собственность, недвижимость пришла в негодность, Росимущество может отказать в приеме такого имущества. С учетом изложенного управление предложило судебному приставу-исполнителю представить свидетельство о прекращении права собственности, а также заключение компетентной организации о технологическом состоянии судна. Полагая действия управления, выразившиеся в отказе в приеме от отдела судебных приставов спорного судна, незаконным и несоответствующими действующему законодательству, прокурор обратился в суд в порядке ст. 198 АПК РФ с рассматриваемым заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 32.4 КоАП РФ постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел. Реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с Положением о порядке учета и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства. Утвержденного Постановлением правительства РФ от 29.05.2003 № 311 (далее- Положение № 311), недвижимое имущество, обращенное в собственность государства, передается в установленном порядке Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (его территориальному органу). Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижим вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Из приведенных норм следует, что конфискованное судно, является недвижимостью, подлежит передаче территориальному органу государства, то есть Управлению. Для передачи указанного имущества судебный пристав-исполнитель уведомляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), о наличии и месте нахождения этого имущества и передаче его по акту приема-передачи, составляемому судебным приставом-исполнителем (п.п. 3,4 Положения). Как следует из материалов дела, Управление отказалось принимать конфискованное судно в связи с непредставлением судебным приставом-исполнителем свидетельства о прекращении права собственности, а также технического заключения о состоянии конфискованного судна. Дав оценку имеющимся в деле доказательствам в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что указанные действия Управления не соответствуют требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 № 119-ФЗ, Положению о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства от 29.05.2003 № 311, а уполномоченным органом по принятию в государственную собственность конфискованного недвижимого имущества является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или его территориальные органы, в структуру которого входит и территориальное управление (пункт 5.37 Положения о Росимуществе, п.1 постановления Правительства РФ от 31.08.00 № 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности»). Доводы Управления о том, что конфискованное судно утратило мореходные качества, поэтому перестало быть недвижимым имуществом, являются несостоятельными, поскольку в действующем законодательстве отсутствуют нормы, содержащие рассматриваемый критерий для отнесения объектов к движимому или недвижимому имуществу. Действительно, согласно представленному Территориальным управлением сюрвейерскому отчету СРТМ «Первореченск» конструктивно разрушено и восстановлено быть не может. Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что СТРМ «Первореченск» обрело статус движимого имущества. В силу ч.1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. На основании ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся в том числе, морские суда, подлежащие государственной регистрации. Согласно ст. 47 Кодекса торгового мореплавания и пункту 46 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденных Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 31.01.01. № 30, обязательному исключению из Государственного реестра, российского международного реестра судов или судовой книги подлежит конструктивно погибшее судно. До указанного исключения судно с учетом требований ст. 130 ГК РФ является недвижимым имуществом. В этой связи спорное судно, несмотря на ненадлежащее техническое состояние, не исключенное из Государственного судового реестра, остается недвижимым имуществом. При таких обстоятельствах отнесение ответчиком спорного судна к движимому имуществу необоснованно и не может служить основанием для отказа в его принятии по мотиву его ненадлежащего состояния. Поскольку ненадлежащее состояние судна не является препятствием для передачи его ответчику, отсутствие заключения о техническом состоянии судна также не могло служить основанием для отказа в приеме судна. Более того, у ответчика отсутствовало право требовать от судебного пристава-исполнителя заключение о техническом состоянии судна, а у судебного пристава-исполнителя – обязанность предоставлять такое заключение. Исключение судна из Государственного судового реестра или судовой книги к полномочиям судебного пристава-исполнителя не относится (п. 46 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденных Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству № 30 от 31.01.01). Со ссылкой на пункт 5.27 Положения о Росимуществе и пункт 1 постановления Правительства РФ от 31.08.00 № 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в Федеральной собственности», суд первой инстанции правомерно Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 по делу n А59-4743/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|