Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу n А51-6269/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                              Дело

№ А51-6269/2009

22 июля 2009 г.

№ 05АП-2704/2009

Резолютивная часть постановления оглашена  21.07.2009г.

Постановление в полном объеме изготовлено  22.07.2009г.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: З.Д. Бац

судей:  Е.Л. Сидорович, О.Ю. Еремеевой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Я.А. Ворожбит

при участии:

от МИФНС России № 4 по Приморскому краю: начальник юридического отдела Горяный А.В. по доверенности от 16.01.2009 года сроком действия 1 год

от ООО «Лина» - не явился, извещен надлежащим образом  

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Лина» на решение от 27.05.2009 судьи Л.А. Куделинской по делу №А51-6269/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лина» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 20.04.2009 № 04-06/1-130,

УСТАНОВИЛ:

 

  Общество с ограниченной ответственностью «Лина» (далее по тексту – ООО «Лиина», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Приморскому краю (далее по тексту - налоговый органин, инспекция) от 20.04.2009 № 04-06/1-130 о назначении административного наказания.

Решением суда  от 27.05.2009 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях ООО «Лина» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения обществом правил продажи отдельных видов товара.

          Не согласившись с решением суда, общество подало  апелляционную жалобу, доводы которой сводятся к тому, что налоговым органом неправомерно квалифицированы действия  общества по осуществлению им  розничной  продажи  алкогольной продукции – водка «Пшеничная» без товарно-транспортной накладной, копии справок, прилагаемой к товарно-транспортной накладной  по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в данном случае следовало квалифицировать действия общества  по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Заявитель считает  ссылку налогового органа на нарушение пунктов 12 и 139 Правил  продажи отдельных видов товаров необоснованным, поскольку в ходе проведения проверки потребители не участвовали,  и права их не нарушены. В то же время, общество указало, что инспекцией нарушены требования  Федерального закона  № 134 от 08.08.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,  законный представитель общества не был ознакомлен с поручением на проверку № 27 от 27.03.2009.      

          ООО «Лина», надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило.

          Налоговый орган в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным, обоснованным  и вынесенным с учетом обстоятельств дела, представил письменный отзыв.

          На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ  суд рассматривает дело в отсутствие общества по имеющимся в деле документам.

                Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что  Общество с ограниченной ответственностью «Лина» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по  Приморского края 28.11.2005, о чем выдано свидетельство серии 25 № 002696277.  

          27 марта 2009 сотрудниками инспекции на основании поручения № 27 проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства в сфере оборота и реализации алкогольной продукции в магазине, принадлежащем ООО «Лина» и расположенном по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, ул. 9 Мая, 77, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 10.2, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», а также пунктов 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55 (далее по тексту - Правила продажи отдельных видов товаров») продавец общества Середенко С.Н. по требованию покупателя не представила товарно-сопроводительные документы (товарно-транспортная накладная, копия справки, прилагаемая к товарно-транспортной накладной) на реализуемую алкогольную продукцию – водку «Пшеничная» для ознакомления с изготовителем и поставщиком товаров.

          Факт нарушения зафиксирован в акте проверки № 000176 от 27.03.2009 и отражен в протоколе осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.03.2009 № 176.

          Копия акта проверки № 000176 от 27.03.2009 была получена продавцом магазина  Середенко С.Н.  для дальнейшего вручения руководителю общества.  По тексту акта имеется отметка о приглашении представителя общества  в налоговый орган 30 марта 2009 года  к 09 часам 00 минут.

          В объяснительной продавец магазина Середенко С.Н.  указала, что по требованию покупателя не представила товарно-транспортные документы, так как не знала их местонахождение. 

          15 апреля 2009 налоговой службой  в присутствии законного представителя  ООО «Лина» был составлен протокол об административном правонарушении                     № 000176/1 (далее по тексту – административный протокол), согласно тексту которого установлен факт совершения обществом  административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. При этом, по тексту протокола инспекция  известила общество о месте и времени рассмотрения дела на 20.04.2009 года.

        20 апреля 2009 года налоговый орган, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Лина», вынес постановление № 04-06/1-130 о привлечении его к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30.000 рублей.

 Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

  Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд  правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995                № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

  В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (не указанных в частях первой и второй названной статьи Кодекса) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией  алкогольной и спиртосодержащей  продукции или без таковой; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных  размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

 Порядок осуществления розничной торговли алкогольной продукции регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров.

        В соответствии с пунктом 12  Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется  требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный  товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки и комплектации,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

·        сертификат или декларация о соответствии;

·              копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

·        товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

 В силу пункта 139 Правил продажи отдельных видов товаров на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной  продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

 Как установлено судом, факт отсутствия товаросопроводительных документов на вышеуказанную продукцию подтверждается актом проверки от 27.03.2009               № 000176, протоколом осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.03.2009 № 176, административным протоколом и объяснением продавца Середенко  С.Н. от 27.03.2009.

          В связи с чем, коллегия считает правильным вывод суда о том, что  в действиях ООО «Лина» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, а довод заявителя жалобы  в указанной части - необоснованным.

  Довод заявителя жалобы о том, что в данном случае действия общества по осуществлению розничной  продажи  алкогольной продукции без товаросопроводительных документов следовало квалифицировать по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, является необоснованным, поскольку по требованию инспекции  товаросопроводительные документы были представлены обществом в налоговый орган после проведения проверки. Поскольку товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию отсутствовали в магазине на момент проверки, но были представлены обществом после проведения проверки в налоговый орган., то в действиях ООО «Лина» содержится  состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Отсутствие вообще товаросопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

        Ссылка  общества на то,  что в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров ознакомление с товарно-сопроводительными документами возможно лишь по требованию потребителя, а не проверяющих от инспекции, является несостоятельной по следующим основаниям.

 В силу статьи 23 Федерального Закона  «О государственном регулировании  производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

  Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

 Пунктом 6.6 данного Положения предусмотрено, что  федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

      Таким образом, сотрудники инспекции, исполняя служебные обязанности по контролю за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе были потребовать у продавца товарно-сопроводительные документы на реализуемую алкогольную продукцию, а продавец общества, в свою очередь, обязан был предоставить проверяющим соответствующие документы.

Ссылка заявителя жалобы на то, что 

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу n А51-8796/2008. Изменить решение  »
Читайте также