Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2009 по делу n А51-10931/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                              Дело

№ А51-10931/2008

20 июля 2009 г.

№ 05АП-1741/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 16 июля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2009 г.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего:      Еремеевой О.Ю.

судей:                                     Симоновой Г.А., Бац З.Д.

при ведении протокола секретарем судебного заседания:  Ворожбит Я.А.

при участии:

от Учреждения культуры «Владивостокский государственный  цирк»: адвокат Драузина О.А. по доверенности от 02.02.2009, удостоверение № 1178 от 13.05.2004;

от ГУ  УПФ РФ  по Ленинскому району г. Владивостока: главный специалист-эксперт  Гусаренко О.Н. по доверенности от 13.07.2009, удостоверение № 65.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Учреждения культуры «Владивостокский государственный  цирк»

на решение от  13 марта 2009 года судьи Хвалько О.П.

по делу № А51-10931/2008 Арбитражного суда Приморского края  

по иску (заявлению) ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока

к Учреждению культуры «Владивостокский государственный цирк»

о взыскании  задолженности  по страховым  взносам

           УСТАНОВИЛ:

 

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока (далее – Орган ПФ РФ, Заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Учреждения культуры «Владивостокский государственный цирк» (Учреждение культуры, УК «Владивостокский государственный цирк») задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 590950,39руб., в т.ч. 417.948 руб. взносов на страховую часть пенсии за 2007г., 158241,25 руб. пени за период с 05.12.2007 по 15.07.2008, 405,73 руб. взносов на накопительную часть трудовой пенсии, 14355,41 руб. пени за период с 05.12.2007 по 15.07.2008 (с учетом уточнения требований).

Решением от 13 марта 2009 года требования судом удовлетворены, на сумму 405,73 руб. задолженности по взносам, направленным на выплату накопительной части пенсии, судом первой инстанции произведен зачет переплаты, остальная сумма взыскана с УК «Владивостокский государственный цирк».

Не согласившись с вынесенным решением, УК «Владивостокский государственный цирк» обжаловало его в апелляционном порядке.

В доводах жалобы Учреждение культуры указало, что Органом ПФ РФ был нарушен досудебный порядок урегулирования спора, а именно: Управление обратилось в суд без предварительного обращения к Учреждению культуры о включении требований о взыскании страховых взносов и пеней в состав промежуточного ликвидационного баланса и до утверждения последнего.

Учреждение культуры также указало, что Пенсионный фонд Российской Федерации не является органом государственного управления, следовательно, при подаче заявления в арбитражный суд о взыскании страховых взносов и пеней Орган ПФ РФ должен был уплачивать государственную пошлину.

Согласно апелляционной жалобе, задолженность по средствам Пенсионного фонда Российской Федерации погашается на основании ст. 64 ГК РФ в третью очередь, при отказе ликвидационной комиссии удовлетворить требования Органа ПФ РФ либо уклонении от их рассмотрения Управление до утверждения ликвидационного баланса юридического лица может обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

Учреждение культуры указало, что суммы, предъявленные Органом ПФ РФ через суд, уже были выставлены к взысканию в бесспорном порядке ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока, как часть единого социального налога.

Учреждение культуры также указало, что, поскольку ч. 3 ст. 49 НК РФ, ч. 4 ст. 63 ГК РФ начало истечения сроков для него по уплате страховых взносов устанавливается по истечение месяца после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, который на дату вынесении решения не был утвержден, то правовых оснований для взыскания пеней, а также страховых взносов у суда первой инстанции не имелось.

На основании указанных доводов УК «Владивостокский государственный цирк» просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт об оставлении заявления  Органа ПФ РФ без рассмотрения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Учреждения культуры «Владивостокский государственный  цирк» доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ГУ  УПФ РФ  по Ленинскому району г. Владивостока на доводы апелляционной жалобы Учреждения культуры «Владивостокский государственный  цирк» возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, представленном в материалы дела.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

УК «Владивостокский государственный цирк» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.02.1997 Управлением юстиции администрации Приморского края.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 № 453, Приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 03.11.2006 № 638 было принято решение о ликвидации УК «Владивостокский государственный цирк», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока внесена соответствующая запись 31.11.2006 и выдано свидетельство серии 25 № 002756916.

В нарушение п.2 ст.14 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» уплата взносов на обязательное пенсионное страхование производилась страхователем  не в полном объеме и  с нарушением установленных сроков, в связи с чем органом Пенсионного фонда РФ определена задолженность за 4 кв. 2007 года в сумме 418.353,73руб., на сумму задолженности за 2004,2005,2006,2007 начислены пени в размере 172.596,66 руб. за период с 05.12.2007 по 15.07.2008, в т.ч. 158.241,25руб. по страховой части и 14.355,41 руб. по накопительной части.

Заявителем в адрес учреждения заказной почтой направлено требование №3553 от 25.06.2008 и №224 от 25.07.2008 с указанием сведений о наличии неоплаченных платежей и необходимости их внесения, требования получены учреждением соответственно 30.06.2008 и 31.07.2008, учреждением не исполнены.

В связи с тем, что в установленный срок Учреждение культуры не уплатило в добровольном порядке недоимку по страховым платежам на обязательное пенсионное страхование и начисленные пени, Орган ПФ РФ  обратился с заявлением о ее взыскании в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) Учреждение культуры  является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи  обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок уплаты страховых взносов установлен ст. 24 указанного Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона № 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Декларация по страховым взносам представляется в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 6 ст. 24 Федерального закона № 167-ФЗ).

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом (Законом № 167-ФЗ) сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из представленных Органом ПФ РФ документов,  Учреждение культуры не исполнило обязанность по уплате  по страховых взносов за 4 кв. 2007 г. в сумме 418353,73 руб., в т.ч. 417948 руб. по взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии и 405,73 руб. на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Материалами дела подтверждается обоснованность начисления пени в сумме 172596,66руб. пени  за период   с 05.12.2007  по 15.07.2008, в т.ч. 158241,25 руб. пени по взносам, направленным на выплату страховой части трудовой пенсии и 14355,41 руб. пени  по взносам, направленным на выплату накопительной   части трудовой пенсии в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов за 2004,2005,2006,2007 годы, взысканной в установленном порядке.

Проверив расчет недоимки, пеней, коллегия находит его правильным. Доказательства уплаты недоимки  по  страховым взносам и пеней в указанных суммах в материалах дела отсутствуют, в суд апелляционной инстанции не представлены. Сам факт наличия у него недоимки по страховым взносам и пеней в указанных суммах Учреждение культуры не оспаривает.

В отношении 405,73 руб. задолженности по взносам, направленным на выплату накопительной части пенсии, суд первой инстанции, подтвердив наличие данной задолженности,  а также установив переплату по страховым взносам на выплату накопительной части пенсии исходя из представленных в дело реестров платежей страхователя и акта сверки с органом ПФ РФ, счел возможным воспользоваться правом проведения зачета в соответствии с п.5 ст. 78 НК РФ.

Учитывая изложенное, установив, что досудебный порядок урегулирования спора, а также сроки давности взыскания страховых взносов и пеней Органом ПФ РФ были соблюдены, коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока о взыскании с Учреждения культуры «Владивостокский государственный цирк» задолженности в общей сумме 590544 (пятьсот девяносто тысяч пятьсот сорок четыре) рубля 66 копеек  задолженности по страховым взносам,  из них 417948 рублей на выплату страховой части трудовой пенсии, 158241,25руб. пени на страховую часть и 14355,41 руб. на накопительную часть, произвести зачет переплаты страховых взносов в сумме 405,73руб.

При этом коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что Органом ПФ РФ был нарушен досудебный порядок урегулирования спора, а именно: Управление обратилось в суд без предварительного обращения к Учреждению культуры о включении требований о взыскании страховых взносов и пеней в состав промежуточного ликвидационного баланса и до утверждения последнего.

В соответствии с п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Согласно п. 3 указанной статьи очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации. При этом положения статьи 49 НК РФ не исключают предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ права Органа ПФ РФ на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением к ликвидируемому налогоплательщику. Данное право Органа ПФ РФ не связывается с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации организации.

Как правильно указал суд первой инстанции, ни нормы Налогового кодека РФ, ни положения Федерального закона № 167-ФЗ не содержат положений об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки страховые взносы на обязательное пенсионной страхование.

При этом в силу п. 2 ст. 216 АПК РФ, ст. 45, ст. 69 НК РФ, ст. 25.1 Федерального закона № 167-ФЗ досудебный порядок урегулирования спора

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2009 по делу n А51-11112/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также