Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 по делу n А51-10476/2008. Изменить решениеПятый арбитражный апелляционный суд ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007 тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023 e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело № А51-10476/2008 32-222 24 июня 2009г. № 05АП-1520/2009 Резолютивная часть постановления оглашена 22 июня 2009 г. Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2009г. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: С.В. Шевченко судей: Н.И. Фадеевой, Т.А. Аппаковой при ведении протокола секретарем судебного заседания: К.И. Граждан при участии: от ООО «РН-Находканефтепродукт» - Курбала Л.М. (паспорт 0508 544901, дов. № 14/57 от 01.12.2008), Елизарьев С.В. (паспорт 0503 881575, дов. № 14/05-09 от 01.01.2009). от ОАО «Российские железные дороги» Кузина А.Е. (уд. № III 001887, дов. № 610 от 06.10.2008). рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «РН-Находканефтепродукт» на решение от 27.02.2009 судьи В.В. Овчинникова по делу № А51 - 10476/2008 32-222 Арбитражного суда Приморского края по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице Дальневосточного филиала ОАО «РЖД» к ООО «РН-Находканефтепродукт» о взыскании 3 737 160 руб. 83 коп. УСТАНОВИЛ:
ОАО «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к ООО «РН-Находканефтепродукт» о взыскании 3737160 руб. 83 коп., составляющих плату за пользование вагонами. Решением от 27.02.2009 с ООО «РН-Находканефтепродукт» в пользу ОАО «Российские железные дороги» взыскано 2 178 183 руб. 23 коп. платы за пользование вагонами. В остальной части иска отказано. Не согласившись с решением суда, ООО «РН-Находканефтепродукт» обратилось в суд с апелляционной жалобой. Обжалуя решение суда, ООО «РН-Находканефтепродукт» просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что не могут служить доказательством вины ответчика акты общей формы, поскольку составлены с нарушениями, время начала простоя и время окончания простоя не соответствуют периоду отсутствия емкостей. Не согласен с выводом суда о том, что стороны пунктом 21 договора согласовали применение Тарифного руководства № 2 при определении размера и порядка взимания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. Полагает, что отсутствие емкостей не может рассматриваться как нарушение технологических норм выгрузки грузов. Истец считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании 16.06.2009 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 22.06.2009 до 11 час. 45 мин. Вынесено протокольное определение. После перерыва заседание суда продолжено. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ № 113 от 19.09.2006 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Представители истца и ответчика поддержали свои доводы и возражения, представили дополнительные пояснения к апелляционной жалобе и отзыву на жалобу. В судебном заседании 22.06.2009 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 17 час. 00 мин. Вынесено протокольное определение. После перерыва заседание суда продолжено. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ № 113 от 19.09.2006 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. После перерыва 22.06.2009 в 17-00 представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, коллегия рассматривает дело в отсутствие сторон. Решение проверяется в порядке ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что решение подлежит изменению по следующим основаниям. При рассмотрении дела судом установлено, что 29.03.2007 между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик) и ООО «РН-Находканефтепродукт» (владелец)заключен договор № 355 от 20.11.2006 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования» по станции Крабовая, согласно предмету которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу на праве аренды, примыкающего к 7-му пути станции Крабовая стрелочными переводами № 5 и № 11, локомотивом перевозчика. Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению по телефону. Пунктом 8 договора установлено, что количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается согласно инструкции о порядке обслуживания и организации движения – не более 32 вагонов, при подаче одиночным локомотивом – 16 вагонов. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожного выставочного пути владельца в течение 4-х часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке (пункт 13). В соответствии с пунктом 21 договора владелец уплачивает перевозчику сборы за подачу и уборку вагонов, за пользование вагонами перевозчика и другие сборы и штрафы, предусмотренные действующими положениями. В пункте 19 договора стороны определили, что подача вагонов с грузами, не принадлежащими владельцу, в разовом порядке производится по письменному договору между владельцем пути необщего пользования, грузополучателем, грузоотправителем и перевозчиком. Судом установлено, что в период с 6 октября по 4 декабря 2007 года следующие в адрес ООО «РН-Находканефтепродукт» вагоны с грузом нафта на промежуточных станциях Партизанск, Смоляниново, Анисимовка, Лазо, Шкотово, Кузнецово, Кабарга, Губерово, Артем-Приморский-1 были задержаны по причинам, зависящим от грузополучателя - отсутствие у владельца емкости для слива нафта, что привело к нарушению сроков доставки груза. В подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, представлены: дорожные ведомости; акты общей формы № 3/600667, 3/600668, 3/600674, 3/600676, 3/600680, 3/600681, 3/600684, 3/600689, 3/600690, 3/600691, 3/600692, 3/600696, 3/600697, 3/600698, 3/600700, 3/600701, 3/600704, 3/600705, 3/600706, 3/600709, 3/600712, составленные по факту простоя вагонов в ожидании подачи из-за отсутствия емкости для слива, от подписания которых представитель ответчика отказался; распоряжения на бросание вагонов и распоряжение на поднятие вагонов, памятки приемосдатчика. На основании актов общей формы №№№ 3/600667, 3/600668, 3/600674, 3/600676, 3/600680, 3/600681, 3/600684, 3/600689, 3/600690, 3/600691, 3/600692, 3/600696, 3/600697, 3/600698, 3/600700, 3/600701, 3/600704, 3/600705, 3/600706, 3/600709, 3/600712 истец начислил ответчику плату за пользование вагонами в сумме 3 737 160 руб. 83 коп., предусмотренную статьей 39 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Отказ ответчика от уплаты послужил основанием для обращения ОАО «Российские железные дороги» с настоящим иском в арбитражный суд. Пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 39 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами. Как следует из пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России 18.06.2003 (далее- Правила эксплуатации), основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Аналогичный порядок оформления задержки вагонов предусмотрен Методическими рекомендациями по оформлению ОАО «Российские железные дороги» задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 08.09.2004 №3263р (далее - Методические рекомендации). Статьями 39, 119 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003г. № 45 (далее Правила составления актов) также предусмотрено, что задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров. С учетом вышеизложенного, положений статей 39, 119 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (п.3.2.4), п.п.4.5, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования судом обоснованно в качестве соответствующих доказательств приняты акты общей формы. При этом судом принято во внимание, что ответчиком не представлено доказательств вручения ОАО «Российские железные дороги» возражений или разногласий к актам в течение суток, как того требуют положения п.3.2.4 названных Правил. Судом отклонен довод ответчика, аналогичный доводу апелляционной жалобы о принадлежности вагонов другим собственникам и отсутствии в связи с этим оснований для взыскания платы за пользование указанными вагонами с ответчика. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании подачи под разгрузку в сумме 2 178 183 руб. 23 коп., применив срок исковой давности по требованиям, вытекающим из актов общей формы № 3/600689, 3/600698, отказав во взыскании 1 558 977 руб. 60 коп. В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 по делу n А59-6708/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|