Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 по делу n А59-1740/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПятый арбитражный апелляционный суд ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007 тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023 e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело № А59-1740/2008 24 июня 2009г. № 05АП-1617/2009 Резолютивная часть постановления оглашена 18 июня 2009 г. Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2009г. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: С.В. Шевченко судей: И.Л. Яковенко, И.С. Чижикова при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.А. Госпаревич при участии: от Областного государственного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» - Ний Е.А. (паспорт 4099 311759, дов. от 25.07.2008). от Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области – представитель не явился. от Департамента по печати, телерадиовещанию и связи Сахалинской области – представитель не явился. от Главного финансового управления администрации Сахалинской области – представитель не явился. от Центральной избирательной комиссии РФ – представитель не явился. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 10.03.2009 судьи М.С. Слепенковой по делу № А59-1740/2008 Арбитражного суда Сахалинской области по иску Областного государственного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» к Департаменту по печати, телерадиовещанию и связи Сахалинской области, Сахалинской области в лице Главного финансового управления администрации Сахалинской области, Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии РФ о взыскании убытков в сумме 853 548 руб. 95 коп. УСТАНОВИЛ:
Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губернские ведомости» обратилось в Арбитражный суд с иском к Департаменту по печати, телерадиовещанию и связи Сахалинской области, Главному финансовому управлению администрации Сахалинской области, третье лицо – Избирательная комиссия Сахалинской области – о взыскании убытков в общей сумме 853 548 руб. 95 коп., в том числе: 769 574 руб. 03 коп. – за предоставленную бесплатно печатную площадь Избиркому Сахалинской области, 83 974 руб. 03 коп. – за предоставленную бесплатно печатную площадь кандидатам и политическим партиям. Определением суда от 17.09.2008 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ и Сахалинская область в лице Главного финансового управления Сахалинской области. Определением суда от 09.12.2009 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. До рассмотрения спора по существу истец уточнил исковые требования, просит взыскать с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны РФ убытки в сумме 721 223 руб. 07 коп., связанные с проведением Федеральных выборов в государственную Думу РФ и выборов Президента РФ, с Сахалинской области в лице ГФУ Сахалинской области убытки в сумме 132 324 руб. 69 коп., связанные с проведением выборов Депутатов в Сахалинскую областную Думу (л.д.82-92 т.3). Решением от 10.03.2009 с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Областного государственного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» взыскано 721 223 руб. 07 коп. убытков, с Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области за счет казны Сахалинской области в пользу Областного государственного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» взыскано 132 324 руб. 69 коп. убытков. В иске к Департаменту по печати, телерадиовещанию и связи Сахалинской области, Центральной избирательной комиссии РФ отказано. Не согласившись с решением суда, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Не согласно с выводами суда о том, что расходы являются для истца убытками, понесенными в связи с возложением федеральными законами на него обязанностей по предоставлению бесплатной печатной площади, поскольку законодательством предусмотрено предоставление бесплатной печатной площади для опубликования решений и актов печатными изданиями. Полагает, что в соответствии с пунктом 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» главным распорядителем средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования. Представитель Центральной избирательной комиссия Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу решение вопроса о законности решения суда первой инстанции в части взыскания денежных средств за счет казны Российской Федерации и Сахалинской области оставил на усмотрению суда апелляционной инстанции. Представитель Областного государственного учреждения «Издательский дом «Губернские ведомости» считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся сторон. Решение проверяется в порядке ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в период с января по апрель 2008 года истец предоставил Избиркому Сахалинской области бесплатную печатную площадь в газете «Губернские ведомости» для опубликования решений, актов, размещения иной печатной информации в размере 64 231, 55 кв.см на сумму 769 574, 03 руб., в том числе: в агитационный период с 03 ноября по 30 ноября 2007 года (по выборам депутатов в Государственную Думу РФ, состоявшимся 02.12.2007 года) – 11917, 22 кв.см. на сумму 142297, 58 руб.; в 2007 году (материалы по осуществлению подготовки и проведения референдумов) 37592, 88 кв.см. на сумму 448858, 99 руб.; в 2008 году (по выборам Президента РФ, состоявшимся 02.03.2008 г. и иные материалы Избирательной комиссии) 14720, 95 кв.см. на сумму 178 417, 46 руб. Кроме этого в соответствии со статьей 59 от 18.05.2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Учреждение предоставило в агитационный период с 03.11.по 30.11.2007 бесплатную печатную площадь для размещения агитационных материалов кандидатов в депутаты от политических партий, федеральные списки кандидатов которых получили по результатам голосования более трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в размере 7033 кв.см. на сумму 83974, 02руб. В обоснование иска истец ссылается на статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», на статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Считает, что Российская Федерация, обеспечивая материально-техническую и финансовую поддержку государственным средствам массовой информации федеральными законами: статьей 35 Закона от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», пунктом 10 статьи12 Закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах президента РФ», пунктом 2 статьи 23 Закона от 18.05.2005 №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», пунктом 2 статьи 5 Закона Сахалинской области от 11.04.2008 №26-ЗО «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области» , возложила обязанность на государственные средства массовой информации – предоставлять бесплатную печатную площадь при проведении референдумов и выборов. При этом ответчики не обеспечили истца соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами. Российская Федерация и Сахалинская область во исполнение пунктов 2,5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», положением абзаца 4 пунктом 1 статьи 84 и статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязаны были в 2007-2008 годах предоставить государственную финансовую поддержку из Федерального бюджета и бюджета Сахалинской области для истца для исполнения возложенных на него обязанностей, в том числе по предоставлению бесплатной печатной площади. Именно по этому пунктом 10 статьи 50 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 18.05.2005 №51-ФЗ, предусматривали отнесение расходов, связанных с предоставлением бесплатной печатной площади на результаты деятельности государственных учреждений. Истец в 2007 и 2008 году не получая бюджетные ассигнования, обеспечивал выполнение указанных обязанностей за счет собственных средств. Полагает, что из-за необеспечения ответчиками государственной финансовой поддержки истец ввиду предоставления бесплатной печатной площади понес реальные убытки, которые в силу статьи 53 Конституции, статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 17 Постановления Пленума ВАС РФ №23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ», должны быть возмещены ему, обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт причинения вреда неправомерными действиями, наличие причинной связи между допущенными неправомерными действиями и возникшими убытками, а также размер требуемых убытков. В соответствии с пунктом 18 статьи 20 закона №67-ФЗ государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 настоящего Федерального закона. Пунктом 10 статьи 50 закона №67-ФЗ установлено, что расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. Аналогичные положения содержатся в пункте 10 статьи 12 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах президента РФ», в пункте 3 статьи 23 Федерального закона от 18.05.2005 №51-ФЗ «О выборе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Порядок и источник возмещения расходов, понесенных указанными в вышеназванных законах исполнителей, связанных с предоставлением избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, законодательством не предусмотрен. В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Компенсация понесенных расходов, установленных Федеральными законами по смыслу статьи 35 Конституции РФ подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий. Только при условий компенсации расходов указанных организаций, связанных с предоставлением ими бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, не нарушается их самостоятельность в распоряжении своими финансами. Пункт 18 статьи 20 Закона № 67-ФЗ, пункт 10 статьи 12 закона № 19-ФЗ, пункт 3 статьи 23 закона №51-ФЗ в их конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей государственных и муниципальных организаций телерадиовещания Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 по делу n А24-4384/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|