Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2009 по делу n А51-9551/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                              Дело

№ А51-9551/2008 34-216

12 мая  2009г.

№ 05АП-569/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 06.05.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 12.05.2009 г.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Н.В. Алферовой,

судей: О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит

при участии:

от администрации Хасанского муниципального района представить Колмыкова А.Н. по доверенности № 01 от 06.02.2009 сроком действия 1 год

от ООО «Вислан» представитель Афанасьев Д.И. по доверенности № 05/08 от 05.08.2008 сроком действия 1 год

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Хасанского муниципального района Приморского края

на решение от 15.12.2008 г.

судьи Т.А. Аппаковой

по делу  №А51-9551/2008 34-216 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению ООО «Вислан»

к Администрации Хасанского муниципального района

о признании незаконным действий (бездействия) органа местного самоуправления

 

           УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Вислан» обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнения предмета требований) о признании незаконными действий (бездействия) администрации Хасанского муниципального района, выразившихся в непринятии решения по заявлению ООО «Вислан» от 28.06.2006 о предоставлении земельного участка расположенного в Хасанском районе в п. Славянка в б. Баклан, ориентировочно в 250 м от высоты с отметкой 79,4 площадью 0,20 га., в порядке и сроки, установленные Земельным кодексом РФ. Обществом просило обязать администрацию Хасанского муниципального района принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта сезонной зоны отдыха, расположенной по указанному адресу, обязать администрацию выполнить в отношении испрашиваемого земельного участка все предусмотренные действующим законодательством кадастровые работы, осуществить его государственный кадастровый учет, и принять решение о предоставлении указанного земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.

Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о признании незаконным бездействия.

Решением суда от 15.12.2008 ООО «Вислан» восстановлен срок на обжалование бездействия Администрации Хасанского муниципального района.

Суд признал незаконным бездействие Администрации Хасанского муниципального района, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО «Вислан» от 28.06.2006 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в связи с его несоответствием Земельному кодексу РФ, Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; обязал администрацию Хасанского муниципального района принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта сезонной зоны отдыха, расположенной на земельном участке по адресу: Хасанский район, п. Славянка, б. Баклан, ориентировочно в 250 м от высоты с отметкой 79,4, в двухнедельный срок. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, Администрация Хасанского муниципального района обратилась с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В доводах жалобы заявитель указывает, что в рассматриваемой ситуации администрация Хасанского муниципального района, осуществляющая предоставление участков, находящихся в муниципальной собственности района, не вправе передавать права по использованию и распоряжению спорным земельным участком ООО «Вислан», так как по месту его нахождения расположена асфальтовая площадка, на которую в установленном порядке оформлен технический паспорт и которая, соответственно, должна быть классифицирована в качестве сооружения, а не земельного участка.

В дополнении к апелляционной жалобе, заявитель пояснил, что судом первой инстанции не рассмотрен вопрос о возможности согласования земельного участка, о процедуре предоставления земельных участков и необходимости совершения определенных действий для предварительного согласования земельных участков. В связи с тем, что права на объекты недвижимости – асфальтированные площадки не подтверждены ООО «Вислан», принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта не представляется возможным, поскольку будет нарушено исключительное право собственника объектов недвижимости на приватизацию данного земельного участка. Также администрация Хасанского муниципального района не согласна с восстановлением Обществу срока для обращения с рассматриваемым заявлением.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Вислан» решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.

Из материалов дела судом установлено, что 11.03.2005 между ООО «Вислан» и администрацией Хасанского муниципального образования Хасанский район заключен договор аренды земельного участка № 3876, в соответствии с которым обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 10000 кв.м, расположенный по адресу: Приморский край, Хасанский район, побережье бухты Баклан, для строительства базы отдыха в границах, указанных в кадастровой карте участка. Срок действия договора установлен с 28.12.2004 по 27.12.2006.

Постановлением администрации Хасанского муниципального района № 903 от 31.10.2006 срок действия договора аренды № 387 от 11.03.2005 продлен на 15 лет.

В связи с необходимостью расширения границ предоставленного земельного участка ООО «Вислан» 28.06.2006 обратилось в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в б. Баклан, ориентировочно в 250 м от высоты с отметкой 79,4 площадью 0,20 га под проектирование сезонной зоны отдыха расширив границы земельного участка, предоставленного в аренду ООО «Вислан» под строительство базы отдыха.

08.12.2006 администрацией Хасанского района документы ООО «Вислан» для согласования испрашиваемого земельного участка переданы в Думу Хасанского муниципального района.

Прокуратурой Хасанского района по заявлению ООО «Вислан» проведена проверка, в результате которой установлено, что в соответствии с действующим законодательством к компетенции Думы Хасанского муниципального района не отнесены полномочия по согласованию предоставления земельных участков. Несмотря на это, администрацией документы о согласовании отвода земельного участка ООО «Вислан» направлены в Думу района.

По данному факту Прокуратурой Хасанского района 04.06.2007 вынесено представление об устранении нарушений законодательства.

18.06.2007 администрация Хасанского муниципального района направила в адрес Прокураторы Хасанского района письмо № 1608, в котором сообщила, что ею истребованы заявления с прилагаемыми документами лиц, испрашивающих земельные участки, которые ранее направлялись в Думу Хасанского муниципального района, и будут приняты все исчерпывающие меры по разрешению ситуации, связанной с отводом земельных участков.

Однако, до настоящего времени испрашиваемый земельный участок ООО «Вислан» не представлен, какое-либо решение по данному вопросу не принято, что явилось основанием для обращения Общества  в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов в Российской Федерации» предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в том числе в соответствии с принципом верховенства Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения. Возможность, продления срока рассмотрения обращения не более чем на 30 дней допускается в исключительных случаях.

Рассмотрение обращения считается оконченным, когда разрешены содержащиеся в нем вопросы, либо когда их разрешение компетентным органом невозможно, о чем сообщено заявителю.

Таким образом, данный закон устанавливает принцип обязательности ответов в установленный срок на обращения граждан.

Из содержания названных норм права следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны рассмотреть обращения граждан и юридических лиц в срок, не превышающий одного месяца.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заявление общества о предоставлении земельного участка под проектирование сезонной зоны отдыха  в установленный законом срок ответчик не рассмотрел.

Поскольку бездействие Администрации Хасанского муниципального района по непринятию решения по заявлению Общества не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, так как препятствует осуществлению последним предпринимательской деятельности, суд первой инстанции законно и обоснованно признал оспариваемое бездействие незаконным.

Порядок предоставления земельных участков предусмотрен статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельных участков в аренду для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации). Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен пунктом 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации и осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами. Установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Суд первой инстанции, установив, что обществом соблюдены все предусмотренные законодательством процедуры для получения решения о предварительном согласовании места размещения объекта, правомерно в соответствии со ст. 201 АПК РФ, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Обществ обязал ответчика в двухнедельный срок принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

В апелляционной жалобе Администрация Хасанского муниципального района указывает, что не вправе передавать права по использованию и распоряжению спорным земельным участком Обществу, так как по месту его нахождения расположена асфальтированная площадка, на которую в установленном порядке оформлен технический паспорт и которая, соответственно должна быть классифицирован в качестве сооружения, а не земельного участка.

Ссылка заявителя жалобы на технический паспорт как на обоснование существования объекта недвижимости на асфальтированную площадку и наличии права муниципальной собственности на нее, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции.

Пунктом 2 Положения "Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 предусмотрено, что основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности; формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении; обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе; информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

Абзацем 3 п. 7 указанного

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2009 по делу n А51-9872/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также