Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу n А24-4431/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                              Дело

№ А24-4431/2008

27 марта 2009г.

№ 05АП-3108/2008

Резолютивная часть постановления оглашена 26 марта 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2009г.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: О.Ю. Еремеевой,

судей: З.Д. Бац, Г.А. Симоновой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Агапитовой О.А.

при участии:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу войсковой части 14086 Министерства обороны Российской Федерации

на решение от 11.11.2008

судьи К.Ю. Иванушкиной

по делу № А24-4431/2008 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению войсковой части 14086 Министерства обороны Российской Федерации

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае

о признании недействительным предписания от 19.08.2008 № 38-01-05/100 (в части)

           УСТАНОВИЛ:

          Войсковая часть 14086 Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – «Заявитель», «Войсковая часть») обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее по тексту – «Управление») о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае об устранении нарушений законодательства от 19.08.2008 № 38-01-05/100 в части абзаца 2 резолютивной части предписания, в соответствии с которым командиру войсковой части 14086 предписано производить начисление заработной платы и денежного довольствия с районным коэффициентом в размере 1,6, установленным для Камчатской области.

Решением от 11.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 11.11.2008, войсковая часть 14086 Министерства обороны РФ просит его отменить как незаконное и необоснованное, в обоснование заявленных требований указала следующее: Согласно статье 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента, а также порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Правительством РФ. Согласно абзацу 4 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.01.1993 № 2 Министерству обороны предоставлено право применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Приказом Министра обороны РФ от 08.03.1993 № 130 (приложение № 13) установлен районный коэффициент 1,8 к заработной плате гражданского персонала Минобороны России Камчатской области. Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» действие Приказа Минобороны РФ от 08.03.1993 № 130 в части районного регулирования заработной платы гражданского персонала Минобороны РФ распространено и на военнослужащих Минобороны РФ. В связи с чем по данному вопросу заместителем министра обороны РФ по финансово-экономической работе издано соответствующее указание от 04.04.2001 № 180/3/272.

Указом Президента СССР от 20.12.1991 № УП-3083 Министерству обороны РФ предоставлено право при исчислении денежного довольствия военнослужащим применять соответствующие коэффициенты (районные) применительно к порядку начисления коэффициентов не военнослужащим.

В соответствии с пунктом 284 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил РФ, утвержденного приказом Минобороны РФ от 30.06.2006 № 200 (зарегистрирован в Минюсте России от 15.09.2006 № 8304) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего севера денежное довольствие выплачивается с коэффициентами и процентными надбавками к денежному довольствию в размерах и в порядке, установленных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях, с учетом особенностей, определенных настоящим Порядком.

Заявитель считает, что Постановление Государственного комитета СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районах Крайнего Севера» не распространяется на военнослужащих и служащих Минобороны России, так как они не включены в указанный перечень.

В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае заявило о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, решение суда считает законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

На основании приказа Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае о назначении проверки от 19.06.2008 № 116-п должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае главным контролером-ревизором Гришиной Н.В. проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части 14086 Минобороны РФ за 2007 год.

В ходе проведенной проверки Управлением, в том числе выявлено неправомерное начисление Войсковой частью заработной платы гражданскому персоналу и денежного довольствия военнослужащим за счет средств федерального бюджета с применением районного коэффициента 1,8 на общую сумму 9.961.012 руб.

По результатам проверки составлен акт от 01.08.2008 № 126, и в адрес Заявителя направлено предписание об устранении нарушений законодательства от 19.08.2008 № 38-01-05/100 (№ 59), согласно абзацу 2 которого командиру Войсковой части 14086 Минобороны РФ предписано производить начисление заработной платы и денежного довольствия с районным коэффициентом в размере 1.6, установленным для Камчатской области. А также в абзаце 3 предписания  от 19.08.2008 № 38-01-05/100 командиру Войсковой части 14086 предписано в срок до 15.08.2008 представить в Территориальное управление Росфиннадзора в Камчатском крае соответствующую информацию с документами, подтверждающими выполнение данного предписания.  А также указано, что за не выполнение в установленный срок  данного предписания должностное лицо понесет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Не согласившись с предписанием Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае об устранении нарушений законодательства от 19.08.2008 № 38-01-05/100 в части абзаца 2 предписания, войсковая часть 14086 Минобороны РФ обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал, что войсковая часть 14086 Минобороны РФ при начислении заработной платы и денежного довольствия обязана была руководствоваться размером районного коэффициента 1,6, установленного Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 04.09.1964 № 308/П-18, действовавшего в спорный период, на основании статьи 423 Трудового кодекса РФ.

Коллегия не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего:

Статьей 315 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, Камчатская область (в настоящее время - Камчатский край)  относится к районам Крайнего Севера.

Размер районного коэффициента, а также порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (статья 316 Трудового кодекса РФ).

Статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На момент вынесения Управлением предписания от 19.08.2008 № 38-01-05/100 в части абзаца 2, нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента, а также порядок его применения, Правительством РФ не был принят.

Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты в размере и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Приказом Минобороны РФ от 08.03.1993 № 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны РФ, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки», а также Законом Камчатской области «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета» (с изменениями, внесенными Законами Камчатской области от 27.04.2005 № 320, от 22.06.2006 № 472, от 07.03.2007 № 572), районный коэффициент к заработной плате для Камчатской области установлен 1,8, за исключением Командорских островов, Корякского АО и Алеутского района, где он составляет 2,0.

Постановлением Правительства РФ от 03.01.1993 № 2 «О расширении прав отдельных центральных органов Федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», вступившего в силу с момента его принятия,  в целях улучшения материального положения и усиления стимулирующей роли заработной платы гражданского персонала Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право в пределах выделенных средств применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.

Приказом Минобороны РФ от 18.06.2001 № 275 «О мерах по реализации Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрена выплата денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с районными коэффициентами в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

С учетом изложенного, коллегия не может согласиться с применением судом первой инстанции Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районах Крайнего Севера», в части установленного в пункте 4 Приложения районного коэффициента к заработной плате выше указанных работников на территории Камчатской области, за исключением Командорских островов, в размере 1,6.

При этом коллегией учтено, что в силу статьи 13 Трудового кодекса РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса РФ являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Согласно требованиям статьи 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Статьей 148 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу n А51-9408/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также