Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по делу n А24-4517/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                              Дело

№ А24-4517/2008

06 марта 2009 г.

№ 05АП-3104/2008

Резолютивная часть постановления оглашена  19 февраля 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено  06 марта 2009 г.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Еремеевой О.Ю.

судей: Бац З.Д., Симоновой Г.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Агапитовой О.А.

при участии:

от заявителя: Карташев Д.В. по доверенности № 06УТФ/09 от 02.02.2009 со специальными полномочиями сроком до 21.04.2009, паспорт 30 03 221214 выдан 21.03.2003 ОВД Елизовского РМО Камчатской области;

от налогового органа: Будасова Л.И. по доверенности № 04-48/00020@ от 11.01.2009 со всеми специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, удостоверение  УР № 299176 действительно до 31.12.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому

на решение от 17 ноября 2008 года

судьи Иванушкиной К.Ю.

по делу № А24-4517/2008 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению ЗАО «Управление тралового флота»

к Инспекции ФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому

о признании недействительным решения ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому от 25.08.2008 № 13-09/11489 (в части)

           УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Управление тралового флота» (далее – «заявитель», «Общество») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее – «налоговый орган», «Инспекция») от 25.08.2008 № 13-09/11489 в части привлечения Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – «НК РФ», «Кодекс») в виде штрафа в размере 1 315 303,94 руб. и возложения на заявителя обязанности по уплате сбора  за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 7 922 280 руб.

Решением суда от 17.11.2008 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Решение Инспекции от 25.08.2008 № 13-09/11489 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным как не соответствующее НК РФ в следующей части:

–   пункт 1 резолютивной части решения о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 315 303,94 руб.;

–   подпункт 2.1 «б» пункта 2 в части возложения на заявителя обязанности по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее – «сбор») в размере 7 922 280 руб.

Не согласившись с решением арбитражного суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку оно принято вследствие неправильного применения норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы налоговый орган указывает, что согласно статье 2 Федерального закона от 29.11.2007 № 285-ФЗ изменения, внесенные в НК РФ, вступают в силу с 01.01.2008, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного закона. Закон был опубликован в «Российской газете» 05.12.2007, поэтому новые ставки сбора применяются с 5 января 2008 г. и в нем не предусмотрено прямо, что его положения могут иметь обратную силу. При этом право на применение ставки сбора в размере 15% от общих ставок сбора возникает у соответствующих организаций при получении разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов начиная с указанной даты. Поскольку заявителем разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов получено до 05.01.2008 сумма сбора предприятием исчисляется по ставкам сбора, действовавшим на момент выдачи указанного разрешения.

По мнению Инспекции, следует также учитывать, что нормами главы 25.1 НК РФ не предусмотрена корректировка суммы сбора. Не предусмотрена данной главой обязанность или право плательщиков сбора за пользование объектами водных биоресурсов по представлению в налоговый орган корректирующих (уточненных) сведений в связи с изменившимися условиями пользования объектами водных биоресурсов. Основания, при которых допускается внесение изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов установлены в статье 36 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах таким основанием не является.

В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал в объеме, изложенном в тексте жалобы.

Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение законным. В судебном заседании огласил доводы, представленного отзыва, в котором указал, что в апелляционной жалобе, как и в отзыве на заявление, а также в решении налогового органа содержатся противоречивые выводы, о чем и было указано в решении суда первой инстанции. Инспекция считает возможными применить новую редакцию пункта 2 статьи 333.4 НК РФ в части определения суммы сбора на дату начала срока действия разрешения, но в тоже время полагает неправомерным применение Обществом пункта 7 статьи 333.3 НК РФ, изложенного в новой редакции, в части применения пониженных ставок сбора.

Заявитель считает, что суд обоснованно применил пункт 7 статьи 3 НК РФ, так как имеется неясность в порядке применения льготы, установленной пунктом 7 статьи 333.3 Кодекса в части срока ее введения в действие, и что неприменение данной льготы к заявителю в рассматриваемой ситуации с 1 января 2008 г. противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения.

Представитель Общества также обратил внимание апелляционной коллегии, что в письме Минфина России от 04.12.2007 № 03-06-05-03/21, а также на официальном сайте «Российской газеты» в сети Интернет указано, что Федеральный закон от 29.11.2007 № 285-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 г.

При рассмотрении материалов дела суд апелляционной инстанции установил следующее.

28 декабря 2007 г. Обществом получено разрешение № 45/2008 на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданное Северо-Восточным территориальным управлением Росрыболовства (л.д. 25). В соответствии с указанным разрешением заявителю выделены квоты на вылов 254,77 тонн сельди и 1962,8 тонн минтая со сроком промысла с 01.01.2008 по 09.04.2008, и квоты на вылов 583,38 тонн минтая со сроком промысла с 01.01.2008 по 31.03.2008.

14 января 2008 г. Обществом в Инспекцию представлены Сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биоресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биоресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов (далее – «Сведения») за 2008 год (л.д. 22-24). В представленных Сведениях заявитель рассчитал общую сумму сбора в размере 1 352 032 руб. (с учетом  ставки в размере 15% общих ставок сбора), в том числе по срокам уплаты: разового взноса 28.12.2007 – 135 203 руб., регулярных взносов: 20.01.2008 – 327 177 руб., 20.02.2008 – 327 177 руб., 20.03.2008 – 327 178 руб., 20.04.2008 – 235 296 руб.

Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка на основе вышеуказанных Сведений, по результатам которой составлен акт № 13-25/5746 от 02.07.2008. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и представленных Обществом возражений и.о. начальника Инспекции О.П.Поповым было принято решение № 13-09/11489 от 25.08.2008 (л.д. 15-21). Данным решением Общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 315 303,94 руб., а также Обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании,  суммы налоговых санкций и неуплаченного (не полностью уплаченного) сбора в общем размере 7 922 280 руб., в том числе по срокам уплаты: 28.12.2007 – 768 698,50 руб., 21.01.2008 – 1 706 601,37 руб., 20.02.2008 – 1 706 601,37 руб., 20.03.2008 – 1 706 600,38 руб., 09.04.2008 – 2 033 778,38 руб.

Не согласившись с принятым Инспекцией решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании его недействительным в части.

Решением суда от 17.11.2008 решение налогового органа от 25.08.2008 № 13-09/11489 признано недействительным как не соответствующее НК РФ в части привлечения Общества к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1 315 303,94 руб. и в части возложения на заявителя обязанности по уплате сбора в размере 7 922 280 руб.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 285-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон № 285-ФЗ») пункт 7 статьи 333.3 Кодекса изложен в новой редакции, в соответствии с которой ставки сбора за каждый объект водных биоресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 названной статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 названной статьи.

Новой редакцией пункта 7 статьи 333.3 НК РФ установлено, что в целях главы 25.1 НК РФ рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов и (или) их первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации добытых (выловленных) объектов водных биоресурсов и (или) произведенной рыбной продукции составляет не менее 70 процентов.

Пунктом 1 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ (в редакции Федерального закона № 285-ФЗ) для рыбохозяйственных организаций установлена льготная ставка сбора в размере 15 процентов общих ставок сбора.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается представителями сторон в судебном заседании суда апелляционной инстанции, между сторонами отсутствует спор о принадлежности заявителя к категории рыбохозяйственных организаций в целях главы 25.1 Кодекса.

Статьей 2 Федерального закона № 285-ФЗ установлено, что он вступает в силу с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Текст Федерального закона № 285-ФЗ опубликован в «Российской газете» от 05.12.2007 № 272, следовательно, Федеральный закон № 285-ФЗ вступил в силу 05.01.2008.

Согласно пункту 2 статьи 333.4 НК РФ (в первоначальной редакции) сумма сбора определяется в отношении каждого объекта водных биоресурсов, указанного в пунктах 4-7 статьи 333.3 Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биоресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биоресурсов.

Федеральным законом № 285-ФЗ указанный пункт дополнен словами «на дату начала срока действия разрешения».

Из изложенного следует, что первоначальная редакция пункта 2 статьи 333.4 Кодекса не предусматривала обязанность плательщика сбора рассчитывать сумму сбора по ставкам, установленным на дату начала срока действия разрешения.

Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что действовавшая на дату начала срока действия разрешения № 45/2008 (01.01.2008), полученного заявителем, редакция пункта 2 статьи 333.4 Кодекса не обязывала Общество определять сумму сбора на дату начала срока действия разрешения.

Из анализа содержания пункта 2 статьи 333.4 НК РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в первоначальной редакции данной нормы отсутствовало указание о том  по ставкам на какую дату определяется сумма сбора, что не исключает возможности исчисления суммы сбора по ставкам, установленным на дату представления Сведений о полученном разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов.

В связи с этим судом первой инстанции правомерно применен пункт 7 статьи 3 НК РФ, предусматривающий, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков (плательщиков сборов).

Разрешение № 45/2008 на добычу (вылов) водных биоресурсов получено заявителем 28.12.2007, то есть до вступления в силу Федерального закона № 285-ФЗ. Сведения об указанном разрешении представлены заявителем в налоговый орган 14.10.2008 в пределах 10-дневного срока установленного пунктом 2 статьи 333.7 НК РФ – после вступления в силу изменений, внесенных в пункт 7 статьи 333.3 НК РФ, предусматривающих применение рыбохозяйственными организациями льготной ставки сбора.

Исходя из изложенных обстоятельств, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно подтвердил право заявителя исчислить сумму сбора по ставкам, действовавшим на дату представления Сведений о разрешении № 45/2008 на добычу (вылов) водных биоресурсов, полученном до вступления в силу Федерального закона № 285-ФЗ.

Как следует из статьи 30 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – «Федеральный закон о рыболовстве») общие допустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются и утверждаются

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по делу n А51-378/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также